Сжатое Изложение по Тексту Чуковского о Чехове

Сжатое Изложение по Тексту Чуковского о Чехове.rar
Закачек 1084
Средняя скорость 5671 Kb/s
Скачать

Сжатое Изложение по Тексту Чуковского о Чехове

Устами доктора Астрова Чехов выразил мысль о том, что леса учат человека понимать прекрасное.

В лесах выражается красота, могущество природы.

Лес — источник вдохновения и здоровья, вырабатывающий кислород и улавливающий ядовитые газы и пыль.

В лесах вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее городского. Он удлиняет жизнь, повышает жизненную силу, превращает процесс дыхания в наслаждение.

Кто знает, как дышится в лесах, тот вспомнит удивительно состояние радости и силы. (71 слово)

Задание №1 ОГЭ по русскому языку 9 класс

Напишите сжатое изложение по заданному тексту. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Исходный текст

Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершенно удивительных по меткости мыслей о том, что леса учат человека понимать прекрасное. В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиленные некоторой дымкой таинственности. Это сообщает им особую прелесть. И я не могу умолчать о том, что в глубине наших лесов создавались подлинные жемчужины нашей поэзии.

Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. Каждый из вас, конечно, помнит воздух после грозы. Он душист, свеж, полон озона. Так вот, в лесах как бы бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки озонированного воздуха.

В лесах вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. Он целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает механический, а подчас и затруднительный для нас процесс дыхания в наслаждение. Кто испытал это на себе , кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно, удивительное состояние как бы безотчётной радости и силы , охватывающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов.

Сжатое изложение

Чехов устами доктора Астрова выразил удивительную мысль о том, что леса учат человека понимать прекрасное. В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиленные дымкой таинственности. Это сообщает им особую прелесть. В глубине наших лесов создавались подлинные жемчужины нашей поэзии.

Леса – величайший источник вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории, вырабатывающие кислород и улавливающие ядовитые газы и пыль. Каждый помнит свежий, полный озона воздух после грозы. В лесах словно бушует невидимая вечная гроза, расточая потоки озонированного воздуха.

В лесах вы дышите воздухом, который намного чище и здоровее воздуха городов. Он целебен, он удлиняет жизнь, превращает механический процесс дыхания в наслаждение. Кто испытал это на себе , тот вспомнит удивительное состояние радости и силы , охватывающее нас, как только мы попадаем в леса из городских домов.

Данный материал поможет учителю приподготовке к уроку.

Предварительный просмотр:

Контрольная работа № 13. Сжатое изложение по тексту К. И. Чуковского «О Чехове» (текст упр. 522)

Тема: Характеристика человека

Цель: проверить умение писать сжатое изложение текста, включающего характеристику человека , научить определять смысловую структуру текста, вычленять в нем подтемы и микротемы, находить в тексте основную и дополнительную информацию.

Подготовка к сжатому изложению проводится в ходе коллективной работы и включает в себя следующие шаги: чтение и смысловой анализ текста, составление сложного плана. Затем каждый учащийся самостоятельно, опираясь на план, сжато передает основную информацию, опуская детали и подробности. При этом учащимся можно разрешить пользоваться исходным текстом. (Возможен, по усмотрению учителя, и другой вариант — сжатый пересказ по памяти.)

1.Любовь к «многолюдству».

3) Неугомонная веселость.

2.Стремление к созидательному преобразованию жизни.

1) Склонность к озеленению земли.

2) Самоотверженная общественная деятельность.

1. Прочитайте отрывок из книги К. И. Чуковского «О Чехове». Каким предстаёт перед нами Чехов-человек? Расскажите об особенностях его характера. Напишите сжатое изложение по этому тексту.

Он был гостеприимен, как магнат. Хлебосольство у него доходило до страсти. Стоило ему поселиться в деревне, и он тотчас же приглашал к себе кучу гостей.

Снял дачу в украинском захолустье, ещё не видел её, не знает, какая она, а уже сзывает туда всяких людей из Москвы, из Петербурга, из Нижнего. А когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу.

И до такой степени он был артельный, хоровой человек, что даже писать мечтал не в одиночку, а вместе с другими. И путешествовать любил он в компании.

Работать с людьми и скитаться с людьми, но больше всего он любил веселиться с людьми, озорничать, хохотать вместе с ними.

Природа для него всегда событие, и, говоря о ней, он, столь богатый словами, чаще всего находит лишь один эпитет: изумительная. Но его отношение к природе отнюдь не отличалось пассивным созерцанием её «богатств» и «роскошей». Ему было мало художнически любоваться пейзажем, он и в пейзаж вносил свою неуклонную волю к созидательному преобразованию жизни. Никогда не мог он допустить, чтобы почва вокруг него оставалась бесплодной. Ещё в гимназии он насадил у себя в Таганроге небольшой виноградник, под сенью которого любил отдыхать. А когда поселился в разорённом и обглоданном Мелихове, он посадил там около тысячи вишнёвых деревьев и засеял голые лесные участки елями, клёнами, вязами, соснами, дубами и лиственницами — и Мелихово зазеленело.

А через несколько лет, поселившись в Крыму, на выжженном пыльном участке он с таким же увлечением сажает и черешни, и пальмы, и кипарисы, и сирень, и крыжовник, и вишни.

Не только к озеленению земли чувствовал он такую горячую склонность, но ко всякому творческому вмешательству в жизнь. То хлопочет об устройстве в Москве первого народного дома с читальней, библиотекой, аудиторией, театром. То добивается, чтобы тут же в Москве была выстроена клиника кожных болезней. То хлопочет об устройстве в Крыму первой биологической станции. То собирает книги для всех сахалинских школ и шлёт их туда целыми партиями.

Здесь я говорю не о его доброте, а опять-таки о его колоссальной энергии, о его страстном стремлении к самому активному вмешательству в жизнь ради того, чтобы люди зажили умнее и счастливее.

2.Как вы понимаете смысл выделенной фразы?

3.Объясните значение слова магнат . Проверьте себя по толковому словарику.

Контрольная работа № 13. Сжатое изложение по тексту К. И. Чуковского «О Чехове» (текст упр. 522)

1. Прочитайте отрывок из книги К. И. Чуковского «О Чехове». Каким предстаёт перед нами Чехов-человек? Расскажите об особенностях его характера. Напишите сжатое изложение по этому тексту.

Он был гостеприимен, как магнат. Хлебосольство у него доходило до страсти. Стоило ему поселиться в деревне, и он тотчас же приглашал к себе кучу гостей.

Снял дачу в украинском захолустье, ещё не видел её, не знает, какая она, а уже сзывает туда всяких людей из Москвы, из Петербурга, из Нижнего. А когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу.

И до такой степени он был артельный, хоровой человек, что даже писать мечтал не в одиночку, а вместе с другими. И путешествовать любил он в компании.

Работать с людьми и скитаться с людьми, но больше всего он любил веселиться с людьми, озорничать, хохотать вместе с ними.

Природа для него всегда событие, и, говоря о ней, он, столь богатый словами, чаще всего находит лишь один эпитет: изумительная. Но его отношение к природе отнюдь не отличалось пассивным созерцанием её «богатств» и «роскошей». Ему было мало художнически любоваться пейзажем, он и в пейзаж вносил свою неуклонную волю к созидательному преобразованию жизни. Никогда не мог он допустить, чтобы почва вокруг него оставалась бесплодной. Ещё в гимназии он насадил у себя в Таганроге небольшой виноградник, под сенью которого любил отдыхать. А когда поселился в разорённом и обглоданном Мелихове, он посадил там около тысячи вишнёвых деревьев и засеял голые лесные участки елями, клёнами, вязами, соснами, дубами и лиственницами — и Мелихово зазеленело.

А через несколько лет, поселившись в Крыму, на выжженном пыльном участке он с таким же увлечением сажает и черешни, и пальмы, и кипарисы, и сирень, и крыжовник, и вишни.

Не только к озеленению земли чувствовал он такую горячую склонность, но ко всякому творческому вмешательству в жизнь. То хлопочет об устройстве в Москве первого народного дома с читальней, библиотекой, аудиторией, театром. То добивается, чтобы тут же в Москве была выстроена клиника кожных болезней. То хлопочет об устройстве в Крыму первой биологической станции. То собирает книги для всех сахалинских школ и шлёт их туда целыми партиями.

Здесь я говорю не о его доброте, а опять-таки о его колоссальной энергии, о его страстном стремлении к самому активному вмешательству в жизнь ради того, чтобы люди зажили умнее и счастливее.

2.Как вы понимаете смысл выделенной фразы?

3.Объясните значение слова магнат . Проверьте себя по толковому словарику.

Как писать сжатое изложение.

  1. Определите тему текста (о чем текст?).
  2. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
  3. Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
  4. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

  1. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).
  2. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).
  3. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Смысловое сжатие текста предполагает:

Сохранение последовательности в развитии событий

Наличие предложений, выражающих мысль для каждой смысловой части.

Использование грамматических форм, отличных от авторских.

Установление смысловой связи между предложениями.

Использование уместных языковых средств.

Речевые приёмы сжатия текста:

1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;

2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;

3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

5) перевод прямой речи в косвенную;

6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

1. Особенности сжатого изложения

По отношению к объекту текста различаются подробные и сжатые изложения.

Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержание текста,

отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения.

Для сжатого изложения подойдет не всякий текст, а только тот, в котором есть что сжимать. Объем текста для сжатого изложения должен быть больше, чем для подробного.

Краткий пересказ – прием, неорганичный для детской природы. И если специально не учить, задача пересказать текст кратко, для многих учащихся абсолютно не выполнима. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.

При обучении сжатому изложению формируются следующие коммуникативно-речевые умения :

  • умение отобрать в исходном тексте основное и существенное;
  • умение сокращать текст разными способами;
  • умение правильно и логично излагать свои мысли;
  • умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

2. Способы и приемы сжатия текста

Выделяются три способа сжатия текста:

  1. исключение подробностей, деталей;
  2. обобщение конкретных, единичных явлений;
  3. сочетание исключения и обобщения.

При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.

Сжатое изложение должно отвечать следующим методическим требованиям : сохранение последовательности в развитии событий; наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части; использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия; установление смысловой связи между предложениями; использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок проводится в системе изучения описания внешности человека по программе Ладыженской. Это работа с отрывком из рассказа Шолохова «Судьба человека». В презентации подобраны фотографии кадров из филь.

Урок русского языка в 9 классе по теме: «Подготовка к сжатому изложению по тексту». .

Презентация для проведения урока русского языка по УМК Львовых 6 класс.

На данном уроке педагог учит формировать умение отбирать языковые средства в соответствии со стилем, основной мыслью высказывания, учит приемам сжатия текста и редактировать написанное, .

Критериальное оценивание изложений по русскому языку в 5-7 классах.

Тест из 24 вопросов проверяет знание содержания расссказов и литературоведческих понятий.

Познакомить учащихся со способами сжатия текста на этапе подготовки к написанию сжатого изложения.Предметные цели: освоение и совершенствование знаний о тексте, его структуре, проблематике, особенност.


Статьи по теме