Сочинение по Литературе в 11 Классе

Сочинение по Литературе в 11 Классе.rar
Закачек 1946
Средняя скорость 6651 Kb/s
Скачать

Сочинение по Литературе в 11 Классе

ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ

1. Сочинение – это творческая работа, которая потребует от учащегося прежде всего знания художественных произведений, умения анализировать их форму и содержание, правильно излагать свои мысли в письменной форме.

2. Сочинение должно показать уровень речевой культуры учащегося, начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.

3. Таким образом, учащемуся необходимо продемонстрировать умение логично и грамотно строить связный текст — рассуждение, обращаться к литературному материалу, анализируя художественные произведения.

4. На экзамене будут предложены пять тем сочинений. Перечень конкретных тем не объявляется заранее.

Известны только тематические направления:

1. «Разум и чувство».

Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

2. «Честь и бесчестие».

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

3. «Победа и поражение».

Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

4. «Опыт и ошибки».

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

5. «Дружба и вражда».

Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

  • соответствие открытым тематическим направлениям;
  • обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
  • обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
  • нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
  • соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
  • ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.

5. Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему. Рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера A4).

6. Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.

7. Запомните: важна глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.

8. Продумайте композицию сочинения.

9. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.

10. Сочинение пишите чётко и разборчиво.

11. Запомните: при оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

12. Помните: это сочинение – рассуждение на основе произведения отечественной или зарубежной литературы.

13. Запомните: при оценивании сочинения учитывается его объём: рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов, то такая работа считается невыполненной и получает « не зачтено».

14. На написание работы отводится 3 часа 55 минут.

15. Требования к сочинению:

  • Требование №1. «Обьём итогового сочинения».
  • Требование №2. « Самостоятельность написания итогового сочинения».

16. Работа оценивается по системе «зачтено» / « не зачтено» по пяти критериям.

  1. Критерий №1. Соответствие теме.
  2. Критерий № 2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
  3. Критерий № 3. Композиция.
  4. Критерий № 4. Качество речи.
  5. Критерий № 5. Грамотность.

18. Запомните: критерии №1 и №2 являются основными. Для получения отметки «зачтено» необходимо получить «зачтено» по критериям №1 и №2. А также дополнительно «зачтено» хотя бы по одному из других критериев.

19. Выставление «не зачтено» по одному из критериев №1 и №2 автоматически ведёт к получению « не зачтено» за работу в целом.

ИТАК, для получения положительной оценки необходимо правильно понять тему сочинения, подобрать нужный литературный материал для её раскрытия, логично расположить материал и грамотно написать работу.

Правила работы над сочинением.

КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ СОЧИНЕНИЯ.

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ.

Увидев на доске пять тем, вы, возможно, почувствуете, что ни одну из них раскрыть не сможете. Спокойно обдумайте предложенные темы. Набросайте список прочитанных вами произведений, подходящих к той или иной теме. Вспомните записи, сделанные на уроках литературы, материал учебника, прочитанную критическую литературу и сделайте выбор.

ПОМНИТЕ: каждая тема содержит в себе некоторый вопрос, на который вы будете отвечать в своём сочинении, подкрепляя свои рассуждения текстом художественных произведений.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ.

КАК РАБОТАТЬ С ЧЕРНОВИКОМ И ПЛАНОМ СОЧИНЕНИЯ.

  1. ЧЕРНОВИК – это листы для предварительных, черновых записей.
  2. Запомните: черновики после экзамена сдают, однако они не учитываются при проверке сочинения.
  3. На этапе выбора темы можно набросать на черновике названия художественных произведений, необходимых для раскрытия темы. После определения темы сформулируйте основной тезис – мысль, которую будете обосновывать в своём сочинении.
  4. Помните: чтобы не отклониться от темы, следите за тем, чтобы на протяжении всей работы вы придерживались изначально выбранной мысли и отвечали на поставленный вопрос.
  5. Подбирая материал, выделяйте в нём главные и второстепенные сведения.
  6. Определите, на какие «смысловые части» можно разделить тезис – это поможет выстроить композицию сочинения.
  7. Продумайте, какой материал будет вспомогательным – его можно будет использовать для пояснения, конкретизации, аргументации основной мысли. Работая таким образом, вы сможете сформулировать главные мысли сочинения.
  8. Работа над сочинением невозможна без построения плана. ПЛАН – это последовательность ваших мыслей, это ваши доводы и доказательства в работе. Всё то, что делает сочинение сочинением.
  9. Первые наброски плана могут содержать отдельные мысли. Функцию плана могут выполнять схемы или таблицы, в которых намечена логика развёртывания мысли.
  10. Развёрнутый план работы может напоминать конспект, в котором описаны идеи вступительной и заключительной частей, приведены цитаты, достаточно подробно прописаны некоторые фрагменты, продуманы логические переходы между частями.

ИТАК, развёрнутый план содержит полезный материал, необходимый для раскрытия темы, и является залогом вашего успеха на экзамене.

Завершая работу с черновиком,необходимо:

  1. свериться с планом: устранить отклонения от темы, расширить абзацы, в которых мысль выражена недостаточно полно;
  2. убедиться в том, что главная идея проходит через всё сочинение;
  3. проверить, правильно ли выделены абзацы;
  4. сделать стилистическую и речевую правку;
  5. уточнить цитаты (если вы их использовали);
  6. проверить орфографию и пунктуацию.

КАК АНАЛИЗИРОВАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.

Сочинение на литературную тему невозможно без анализа художественного произведения. Для подтверждения своей позиции необходимо привести в пример художественное произведение, охарактеризовать его в целом, проанализировать отдельные эпизоды или образы конкретных героев.

ПЛАН АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

  1. Какова история создания произведения?
  2. Как связано произведение с исторической эпохой?
  3. Какое место занимает произведение в творчестве писателя и в русской литературе?
  4. Какие факты из биографии автора связаны с созданием данного произведения?
  5. К какому жанру принадлежит произведение? (Поэма, роман, повесть, рассказ)
  6. В чём смысл названия произведения?
  7. Какова тема (о чём?) и идея (что хотел сказать автор этим произведением, чему научить?) произведения?
  8. Какие проблемы поднимает автор в произведении?
  9. Какой конфликт (противопоставление, противоречие) лежит в основе произведения? Когда он произошёл? Между какими героями, в связи с чем, что послужило поводом?
  10. Какие ключевые (главные) эпизоды?
  11. В чём особенность системы образов произведения (главные, второстепенные, положительные, отрицательные персонажи)?
  12. Как выражена авторская позиция (мнение автора, его отношение к описываемой ситуации, поднятой проблеме)? Как автор видит решение поставленных в произведении проблем?

Все эти вопросы нацелены на комплексный анализ произведения в единстве его формы и содержания. Однако на экзамене может потребоваться не только целостный анализ конкретного произведения, но и умение привлекать отдельные сведения, в том числе и литературоведческого характера, для пояснения, подтверждения своей мысли.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, необходимо отобрать те сведения о художественном произведении, которые помогут раскрыть основную мысль, доказать тезис.

НАПРИМЕР,вначале можно кратко охарактеризовать произведение в целом, обозначив тему, проблему(-ы), идейную направленность произведения, сюжет, а затем перейти к анализу системы персонажей, отдельных эпизодов или конкретных героев.

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ.

К сожалению, ученики часто не знают имён даже самых известных литературных героев. Что приводит к досадным фактическим ошибкам. А вы знаете, как зовут Чацкого, Печорина, Чичикова, Плюшкина, Базарова, Раскольникова? Загляните в учебники или справочники, чтобы освежить память.

Запомните: в сочинении можно и нужно использовать характеристику героя.

В этом случае в центре внимания будут следующие вопросы.

ПЛАН АНАЛИЗА ПЕРСОНАЖА.

  1. Как зовут героя?
  2. Каков его социальный статус ( происхождение, образование, род занятий)?
  3. Каков его характер, индивидуальные и типические черты ( герой-резонёр, «маленький человек», «лишний человек», «новый человек»)?
  4. Какое место занимает этот герой в системе персонажей произведения (главный, один из главных, второстепенный, эпизодический, «двойник» главного героя)?
  5. Какое участие принимает этот герой в конфликте произведения? С кем сталкивается, спорит?
  6. Какие приёмы и средства использует писатель при изображении этого героя (портрет, речевая характеристика, характеристика со стороны других персонажей, поступки и действия, характеризующие героя)?

РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ СОЧИНЕНИЯ.

КАК ПИСАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ.

Смысловая цельность сочинения определяется тем, насколько продумано построение работы. И оценивается по критерию №3 «Композиция».

КОМПОЗИЦИЯ – это строение сочинения, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему сочинению как единому целому.

Принято различать логическую и композиционную структуру сочинения, которые тесно связаны.

некоторые рекомендации и советы по подготовке к написанию итогового сочинения в 11 классе

Предварительный просмотр:

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В 11 КЛАССЕ

Для выпускников написание итогового сочинения (изложения) является обязательным этапом завершения среднего образования и рассматривается как допуск к государственной итоговой аттестации. Результатом итогового сочинения или изложения будет «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ) будут допускаться только выпускники, получившие «зачет».

Экзаменационный комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме на каждое общее тематическое направление).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

Сочинение оценивается по пяти критериям.

Критерии №1 и № 2 являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям 1 и 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (3-5).

При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350.В подсчет включаются все слова, в том числе и служебные. Если в сочинении менее 250 слов, то за такую работу ставится «незачет». Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».

Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения».

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи».

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий №5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Война и дети — явления несовместимые.docx

Война и дети – явления не совместимые

Война… Сколько слез, бед и горя приносит она людям! Никого не жалеет, ни с чем не считается. Но самыми незащищенными перед нею оказываются дети.

Об этом рассказывается во многих произведениях художественной литературы. О судьбе Вани Солнцева повествует Валентин Катаев в произведении «Сын полка». Война оставила сиротами Митрашу и Настю в «Кладовой солнца» Михаила Пришвина. А сколько пришлось вынести братьям Кузьминым, героям повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая».

Сашка и Колька Кузьменыши (так зовут их окружающие) живут в детском доме. Им 10-11 лет. Но война уже превратила их раньше времени в людей, серьезно рассуждающих о жизни и так же серьезно к ней относящихся. Чтобы выжить в детдоме в военное время, надо очень хорошо знать все «подводные рифы» жизни. Ребят почти не кормят – они сами добывают себе пропитание на рынках воровством и обманом. Мальчики даже разрабатывают и внедряют в жизнь план проникновения в хлеборезку детдома. Но земля в подкопе обваливается, едва не погубив братьев. Дети хорошо понимают безнравственность своих поступков, но желание выжить в бесчеловечных условиях сильнее всего.

Они привыкли добывать себе пищу впрок. Так, например, оказавшись в 1944 году на Кавказе (они попали в эшелон, сформированный из детей разных детских домов Подмосковья), работая на консервном заводе и будучи сытыми, ежедневно выносят за проходную банки с вареньем. При этом братья – двойняшки проявляют невероятную смекалку. Через проходную с грузом не пойдешь. Банку они привязывают к старой резиновой калоше и пускают ее по ручейку, бегущему под забором, что вокруг завода: один отправляет банку в плавание, другой ловит ее и закапывает до поры до времени. Так у них появляется целое состояние. Братья заботятся о сохранности клада, потому что у них есть мечта: уехать с Кавказа. Нет счастья на чужой земле. Постоянно их пугают странные происшествия, стрельба, наезды горцев. Они пока малы и не понимают, что эти люди мстят за разрушенную жизнь, за разграбленные дома, за отправленных куда – то по чьей – то воле родных и близких.

Ведя читателя по сюжету произведения, автор подробнейшим образом описывает способы добычи пищи детьми, разработку планов, нападения горцев. Отдельные сцены вызывают смех, другие заставляют плакать, от третьих мурашки появляются на спине. Но общее впечатление от книги страшно. Перед глазами так и стоит картина гибели одного из братьев – Сашки. Он погиб смертью чудовищной, изуверской. Подобную сцену не часто встретишь в литературе. Она настолько талантливо воссоздана Анатолием Приставкиным, что на губах застывает немые вопросы: «За что? А как же теперь Колька?» Мне кажется, эта сцена является кульминацией произведения. В ней боль за все те страдания, что вынесли дети военной поры.

Но развязка произведения заставляет душу чуть – чуть «оттаять». Дошедший почти до сумасшествия после смерти родного брата, Колька встречает Алхузура, мальчика – чеченца, такого же неприкаянного сына войны, лишившегося родной крыши и родителей. Эти дети начинают жить друг для друга, как когда – то жили Кузьменыши. В этом мальчике для Кольки возрождается его Сашка. А значит жизнь наполняется смыслом, она продолжается.

Война и дети – явления не совместимые. Это и доказывает своей книгой А. Приставкин. То, через что прошли мальчики и девочки, не всегда под силу взрослым. Детские души истерзаны, искалечены, растоптаны. Это страшно. Это не должно повториться.


Статьи по теме