Отчет о Прохождении Преддипломной Педагогической Практики

Отчет о Прохождении Преддипломной Педагогической Практики.rar
Закачек 3046
Средняя скорость 9523 Kb/s
Скачать

Отчет о Прохождении Преддипломной Педагогической Практики

Предварительный просмотр:

Отчет о педагогической практике

В период с 17 февраля по 16 марта 2014 года я проходила педагогическую практику на базе МОУ «Дальнинская СОШ».

Техническая оснащенность школы находится на среднем уровне, в кабинете информатики присутствуют 5 компьютеров и 1 ноутбук, обеспечение школьников литературой произведено полностью, рабочие места в хорошем состоянии.

Основными целями прохождения практики являлись:

— закрепление на практике теоретических знаний по педагогике;

— получение целостного представления о педагогической деятельности в рамках учебного заведения;

— развитие собственных педагогических способностей;

— овладение современными технологиями обучения и воспитания;

— освоение методик преподавания информатики используемых в учебном процессе;

-научится осуществлять контроль за результатами деятельности учащихся;

Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения.

Большим вкладом в формирование представления о личности педагога и, собственно, процессе преподавания, стало мое присутствие на уроках педагогов-предметников. Целью моего присутствия был анализ деятельности педагогов, особое внимание мною было уделено методикам подачи материала и построению урока. Нужно отметить, что только благодаря такому целенаправленному наблюдению, мне удалось осознать, что работа преподавателя – это огромный труд, искусство и педагогические знания.

В ходе прохождения практики я осуществляла свою деятельность в качестве педагога-предметника, а так же классного руководителя. Несмотря на то, что мне пришлось проделать большую работу при подготовке уроков для школьников, эта деятельность принесла мне большое моральное удовлетворение, и, конечно же, впечатления от самостоятельного проведения уроков, явились самыми яркими за все время практики.

В процессе проведения совершенствовались навыки преподавания, грамотной подачи материала, нахождения контакта с учащимися, появились представления о способах организации коллектива, удержании внимания класса, формирования интереса к преподаваемому материалу, созданию положительной учебной мотивации.

Очень важным, если не определяющим фактором, способствующим моим успехам, явилось доброжелательное, участвующее отношение педагогов. Никто не отказывал мне в помощи, некоторые преподаватели давали ценные советы, помогали при разработке уроков.

Конечно, приходилось сталкиваться с некоторыми трудностями. В любом классе есть чрезмерно активные ученики, привыкшие быть в центре внимания. К таким ученикам нужно было найти подход, и, в большинстве случаев, мне удавалось справиться с этой задачей. Также, во время проведения уроков, я отметила для себя, что очень важно следить за грамотностью своей речи, не допускать слов-паразитов, но при этом не усложнять речь непонятными для учеников терминами, т.е. содержание преподаваемого материала должно соответствовать возрастным и образовательным особенностям группы. Речь должна быть последовательной, четкой и доступной для восприятия. Кроме того, нужно всегда быть готовым к возникновению у учеников вопросов. Игнорировать их нельзя, так как можно потерять интерес, доверие и уважение класса. Чтобы быть готовым к различного рода непредвиденным обстоятельствам и неожиданным вопросам, очень важно тщательное планирование и обдумывание всех аспектов при подготовке учебного материала.

Большое значение в формировании как психологических, так и педагогических качеств, имело изучение и составление характеристики класса. Это задание побудило меня взглянуть на учеников в группе, определить преобладающие шаблоны поведения, анализировать, давать объяснения различным, фактам, событиям, различным проявлениям личности в рамках замкнутой группы.

В целом, я оцениваю свою практику как успешную. План педагогической практики выполнен полностью. Мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи, приобрести бесценный практический опыт и навыки работы с классным коллективом с учетом его психологической структуры и уровня развития; углубить свои знания в педагогике; сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия с классом на уроке и вне его (установление личных контактов, навыки сотрудничества, диалогового общения и т.п.); умение грамотно распределять время урока и нагрузку, в соответствии с уровнем знаний как в классе, так и отдельных учеников; умение подмечать и анализировать возникающие в классном коллективе ситуации, требующие педагогического вмешательства; умение грамотно анализировать (с психологической, педагогической и методической точек зрения) уроки и воспитательные мероприятия, проводимые учителями.

Л Любая практика способствует закреплению непосредственно в производственных условиях материала, полученного студентами во время подготовки в учебном учреждении. Она содействует развитию профессионального мышления и умение студентов правильно организовывать свою профессиональную деятельность. Преддипломная практика педагога формирует и закрепляет педагогические навыки и умения будущих преподавателей.

Цели и задачи преддипломной практики будущих преподавателей

Основной целью преддипломной практики будущих учителей является формирование и совершенствование у студентов индивидуального стиля в работе воспитателя детей. А также закрепление всех необходимых профессиональных навыков, соответственно комплексному плану подготовки воспитателей.

Примеры отчетов по практике:

Виды отчетов:

По результатам практики сдаются на кафедру:

Основными задачами практики является:

  • Cовершенствование навыков использовать в работе только наиболее эффективные способы воспитательно-образовательной работы.
  • Развитие умений организовывать эффективное общение с родителями.
  • Совершенствование умений находить индивидуальный и творческий подход к выбору наиболее подходящей воспитательно-образовательной работы с ребятишками.
  • А также научиться применять все приобретенные в период учебы психолого-педагогические знания во время работы с отдельными детьми и со всем коллективом целиком.

В процессе преддипломной практики, студентами выполняются такие виды деятельности:

  • Самостоятельная организация как воспитательной, так и образовательной работы в группе.
  • Анализ уровня развития отдельных детей и развитие группы в целом. Индивидуальный подход к организации воспитательно-образовательного процесса с отдельными детьми.
  • Активное участие студентов-практикантов в жизнедеятельности коллектива.
  • Организация всех возможных форм и способов общения с родителями.
  • Разработка наглядных пособий и разного дидактического материала.
  • Организация творческих дней и других культурных мероприятий.

Умения и навыки, которые закрепляют студенты в процессе преддипломной практики:

  • Самостоятельная организация и воспитательного, и образовательного процесса.
  • Применение в работе не только традиционных методов, но и совершенно новых технологий.
  • Индивидуальный творческий подход к детям.
  • Выбор наиболее эффективных способов роботы с родителями.
  • Анализ своей педагогической практики.

Главные аспекты учебно-воспитательной работы в период педагогической практики

Учебная работа – проведение уроков и внеклассных занятий:

  • Изучение разных техник проведения уроков, факультативных занятий и выездных учебных экскурсий.
  • Учитывая и индивидуальные, и возрастные особенности детей, научиться самостоятельно вести учебный процесс.
  • Знакомство с разными педагогическими технологиями.
  • Научиться выделять среди огромного содержания учебного материала только основные мировоззренческие понятия.
  • Овладение профессиональными умениями проведения внеклассной работы.

Воспитательная работа – активное участие в организации воспитательной работы с детьми:

  • Формирование умения профессионально правильно строить свои отношения с детьми, их родителями и коллегами.
  • Ознакомление со всеми тонкостями работы классного руководителя.
  • Приобретение необходимого опыта для самостоятельной организации и проведения воспитательной работы с детьми.
  • Воспитание в себе социально-активных качеств личности педагога.
  • Изучение действующей в учебно-воспитательном учреждении программы воспитания и обучения.

Научно-исследовательская работа – выполнение задач научно-исследовательского характера:

  • Постоянное проведение различных исследований по педагогике и психологии.
  • Изучение педагогических умений и опыта работы одного учителя и всего коллектива учебно-воспитательного учреждения в целом.
  • Выполнение заданий по учебно-исследовательской работе и научно-исследовательской работе студентов.

В качестве помощника классного руководителя каждый студент-практикант:

  • Изучает и анализирует уровень воспитанности всех учащихся.
  • Подбирает и в процессе работы корректирует методы воспитательной работы на период практики.
  • Подготавливает и проводит различные воспитательные мероприятия.
  • Проводит работу с родителями ребятишек.
  • Накапливает материал для написания курсовой работы. Окончательно определяется с темой дипломной работы, а также планом ее выполнения.

Для студентов очной/заочной формы обучения

Пояснительная записка

На современном этапе развития высшего образования к студентам-выпускникам предъявляются высокие требования. Они должны иметь широкий кругозор и высокий уровень теоретической подготовленности и, прежде всего, уметь использовать полученные теоретические знания в практических целях. Практика студентов является составной частью основных образовательных программ подготовки специалистов, а это значит, что практика является важным звеном и в системе педагогического образования. В процессе прохождения практики студенты расширяют, углубляют и закрепляют те теоретические знания, которые они получили в процессе подготовки к своей будущей профессии. Кроме того, практика создаёт условия, приближённые к будущей профессиональной деятельности студента, а значит, даёт ему возможность уже на этом этапе вырабатывать умения, необходимые в профессиональной деятельности учителя. В процессе наблюдения за деятельностью учителя, классного коллектива, а также в результате анализа уроков педагога, составления конспектов уроков, внеклассных мероприятий и их реализации студент получает возможность глубже осмыслить суть педагогической профессии и вникнуть в её содержание. В ходе практики студент должен показать, насколько он готов к профессиональной деятельности по всем направлениям работы учителя начальной школы.

Преддипломная педагогическая практика проводится на последнем курсе обучения студентов и представляет собой завершающий этап профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к самостоятельной учебно-воспитательной работе в школе.

Цель практики: обеспечение содержательной связи теоретических знаний с их реализацией в практической деятельности, выработка у студентов профессиональных умений и навыков организации и поведения учебно-воспитательного процесса в школах различного типа, определение степени их готовности к самостоятельной профессионально-педагогической деятельности.

Продолжить формирование и совершенствование педагогических умений и навыков студентов по осуществлению учебно-воспитательной работы в начальной школе.

Включить студентов в выполнение следующих видов профессионально-педагогической деятельности учителя начальных классов:

учебную (проведение уроков и внеурочных занятий по предметам);

воспитательную (планирование воспитательной работы и ее проведение с учащимися класса);

методическую (подготовка наглядных пособий и дидактического материала, участие в работе методического объединения учителей начальных классов);

исследовательскую (проведение педагогического эксперимента и сбор фактического материала для выпускных квалификационных работ).

Организация практики: продолжительность практики – 6 недель.

Базой практики являются начальные классы общеобразовательных школ, гимназий.

Руководство педагогической практикой студентов

Непосредственное руководство преддипломной педагогической практикой студентов осуществляют руководитель педагогической практики ВУЗа, факультетский и групповой руководители практики, преподаватели частных методик, а также учителя начальных классов.

Руководитель педагогической практики академии:

обеспечивает четкую организацию, планирование и учет результатов практики по академии;

подбирает по согласованию с органами управления образованием школы и другие образовательные учреждения в качестве баз для проведения педагогической практики;

готовит и проводит инструктивные и итоговые совещания работников академии и образовательных учреждений, участвующих в педагогической практике;

участвует в проведении установочных и заключительных конференций на факультетах;

координирует деятельность всех кафедр, участвующих в организации и проведении педагогической практики;

контролирует работу руководителей практики;

контролирует правильность составления документации для оплаты труда работников образовательных учреждений, привлекаемых к руководству педагогической практикой, составляет приказы об оплате;

составляет общий отчет по педагогической практике;

обобщает опыт практики, вносит предложения по ее совершенствованию;

участвует в работе кафедр по обсуждению вопросов педагогической практики.

Факультетский руководитель практики:

заключает договор о сотрудничестве с образовательными учреждениями;

распределяет студентов по базам практики, по классам, согласовывает календарный план практики

обеспечивает планирование, организацию и учет результатов всех видов практики на факультете; своевременное составление документов для оплаты труда работников образовательных учреждений;

организует и проводит установочные и итоговые конференции на каждом курсе, организует выставки по итогам практики;

контролирует работу методистов, преподавателей и учителей, по мере необходимости посещает уроки и внеурочные занятия, проводимые студентами, принимает меры к устранению недостатков в организации практики;

совместно с другими руководителями педагогической практики оценивает работу каждого студента-практиканта;

вносит предложения по совершенствованию практики и участию образовательного учреждения в ее осуществлении, составляет общефакультетский отчет по итогам всех этапов педагогической практики;

участвует в обсуждении вопросов организации практики на заседаниях кафедр и Совета факультета.

руководит одновременно не более 10 студентами;

принимает участие в планировании и организации педагогической практики, участвует в установочных и итоговых конференциях по педагогической практике в образовательном учреждении и университете;

осуществляет подготовку и проведение студентами учебно-воспитательной работы в различных формах (урок, олимпиада, кружок и др.);

помогает студентам разрабатывать и проводить уроки различных типов, обеспечивает их воспитывающий и развивающий характер, применение разнообразных методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся;

анализирует и оценивает уроки, факультативные и внеурочные занятия студентов с детьми по предмету, организует их коллективное обсуждение;

совместно с учителями и другими руководителями педагогической практики оценивает работу каждого студента-практиканта, уровень его педагогических способностей и педагогической культуры;

своевременно информирует деканат и учебный отдел о ходе практики, случаях грубого нарушения трудовой дисциплины, невыполнении программы практики;

оценивает и анализирует отчетную документацию студентов

представляет сведения по итогам руководителю практики;

вносит предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов.

Зам. руководителя образовательного учреждения, ответственный за педагогическую практику:

создает обстановку, стимулирующую творческую профессионально-педагогическую деятельность каждого студента;

включает студентов в многоплановую педагогическую деятельность образовательного учреждения, знакомит с задачами, проблемами, режимом его работы, правилами техники безопасности;

знакомит студентов с мастерами педагогического труда, успехами и достижениями, а также проблемами и трудностями коллектива;

предоставляет возможность практикантам участвовать в работе педагогического совета, методических объединений, родительских комитетов;

знакомит студентов с планом воспитательной работы образовательного учреждения;

помогает студентам в планировании, ведении и анализе воспитательной работы;

оказывает помощь учителям в их работе со студентами;

проводит совещание в начале и в конце педагогической практики;

вносит предложения по совершенствованию педагогической практики.

Учитель начальных классов:

включает студентов в педагогическую деятельность с детьми в соответствии с задачами педагогической практики и его индивидуальным планом учебно-воспитательной работы и конкретными задачами воспитания в данном коллективе;

проводит открытые уроки;

оказывает практическую методическую помощь в разработке уроков с учетом особенностей конкретного ученического коллектива, помогает студентам в планировании воспитательной работы, проведении коллективных творческих дел и других форм коллективной и индивидуальной деятельности

присутствует на проводимых студентом уроках и внеклассных занятиях участвует в анализе и оценке работы студента;

участвует в совещаниях по педагогической практике (в начале и в конце практики);

вносит предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов.

дает характеристику работы студента, выставляет оценку.

проводит все уроки, внеурочные занятия по предметам, воспитательные мероприятия в присутствии учителя начальных классов. Отдельные уроки и учебно-воспитательные мероприятия посещаются, анализируются и оцениваются факультетским руководителем, преподавателями частных методик.

в течение педагогической практики каждый студент ведет дневник, в котором ежедневно фиксирует содержание всей проводимой учебно-воспитательной работы, делает ее анализ, а также накапливает материалы по изучению коллектива учащихся класса для написания психолого-педагогической характеристики.

участвует в установочной и итоговой конференциях

своевременно выполняет все виды работ, предусмотренные программой педагогической практики;

проявляет себя как начинающий специалист, обладающий высокими моральными качествами, общественной активностью, глубоким интересом к работе и любовью к учащимся, к педагогической профессии;

является образцом организованности, дисциплинированности и трудолюбия;

организует свою деятельность в соответствии с требованиями Устава образовательного учреждения, подчиняется правилам внутреннего распорядка, выполняет распоряжения администрации и руководителей практики образовательного учреждения и академии.

в процессе работы с учащимися показывает свою профессиональную компетентность и педагогическую культуру;

активно участвует в жизни коллектива образовательного учреждения.

своевременно оформляет необходимую для каждого вида практики документацию;

проводит самоанализ уровня практических умений.

Студент-практикант имеет право:

применять теоретические знания, полученные в академии, в решении конкретных педагогических задач в образовательном учреждении;

по всем вопросам, возникающим в процессе педагогической практики, обращаться к руководителям практики академии, администрации и педагогам образовательного учреждения;

вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации практики;

принимать участие в обсуждении вопросов практики на совещаниях и конференциях на факультете и образовательном учреждении;

пользоваться библиотекой, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений академии и факультета.

в отдельных случаях по ходатайству органов управления образованием и администрации школы с разрешения деканата студенты могут проходить педагогическую практику в школе по месту своего жительства или предстоящей после окончания вуза работы.

В случае болезни практикант представляет соответствующую медицинскую справку. Педагогическая практика в этом случае продлевается и проводится без отрыва от учебных занятий.

В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики. Студент, отстраненный от практики, считается невыполнившим учебный план данного семестра. Решение о продлении сроков практики или повторном ее прохождении принимает декан факультета.


Статьи по теме