Неприкосновенный Запас Яковлев Сочинение

Неприкосновенный Запас Яковлев Сочинение.rar
Закачек 3523
Средняя скорость 8795 Kb/s
Скачать

Неприкосновенный Запас Яковлев Сочинение

Каждый человек рано или поздно сталкивается с ситуациями, где необходимо выбрать: солгать или сказать правду. Именно такую проблему выбора между ложью и правдой рассмотрел в своем тексте Юрий Яковлевич Яковлев.

В данном тексте автор размышляет о любви к матери. Произведение начинается с детских воспоминаний героя о своей маме и переходит к событиям Великой Отечественной войны.Мать рассказчика находится в блокадном Ленинграде.

Она пишет сыну письма, скрывая свое тяжелое положение. Благодаря материнской лжи солдат не падает духом. Это является основной мыслью текста, которая содержится в предложении №26: «В самые трудные минуты, когда казалось, что все кончено или кончится в следующее мгновение и нет уже ни одной зацепки за жизнь, мы находили в письмах из дома неприкосновенный запас жизни».

Я думаю, что авторская позиция сформулирована в предложениях №35-36: «А я поверил легенде. Держался за нее-за свой неприкосновенный запас, за свою резервную жизнь». Юрий Яковлевич убеждает читателя в том, что в данной ситуации ложь была оправданной и необходимой. Нельзя остаться равнодушным к тому, о чём пишет Яковлев. Ведь главный герой живет лишь легендой матери, ее обманом.

Разделяя точку зрения автора, хочу сказать, что человек может и должен солгать только ради какого-то блага, не приносящего вред другим людям.

Мы убеждаемся в этом, читая произведения русских писателей о Великой Отечественной войне.

Вспомним, к примеру, рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека», где Андрей Соколов, у которого погибла семья, стоит перед выбором: солгать или сказать правду. После войны главный герой встречает маленького мальчика, оставшегося сиротой, и решается соврать Ванюше, чтобы не огорчать ребенка, ждущего папу. Соколов говорит Ване, что он его отец, и этим дает мальчику надежду на новую жизнь и счастливое будущее.

Еще одним примером служит произведение Алексея Толстого «Русский характер», в котором описывается проблема выбора между ложью и правдой. Егор Дремов, главный герой, получил серьезный ожог в бою, после которого его лицо стало изуродованным.

Отправившись домой, он долго думал: «Лучше солгать или сказать правду?». Егор все же решился соврать, боясь огорчить своих родных. После общения с молодым человеком родители узнали сына и, ничуть не расстроившись, приняли его. Здесь ложь сыграла важную роль, то есть они осознали и смогли понять данную ситуацию, не причиняя боль Егору Дремову своими слезами.

Также в качестве примера можно привести рассказ Константина Георгиевича Паустовского «Телеграмма». Эта история о том, как пожилая мать, о которой забыла дочь, занятая своей работой в городе, умирает в одиночестве. О Катерине Павловне заботятся лишь Манюшка и Тихон. Сосед Тиша, зная о переживаниях старушки по поводу приезда дочки, решается солгать. Он пишет телеграмму от имени Насти о том, что она срочно выезжает, чтобы увидеться с мамой. Именно эта ложь успокоила главную героиню, и в последние дни своей жизни старая женщина находилась в спокойствии.

Таким образом, в некоторых ситуациях ложь необходима, она является зацепкой за жизнь. В людях, которые лгут ради благополучия других, проявляется жертвенность. Они прежде всего думают о своих близких, об их счастье.

(1)Я никогда не называл свою мать матерью, мамой. (2)У меня для неё было другое слово — мамочка. (З)Даже став большим, я не мог изменить этому слову. (4)Я пытался называть её «мама», но с губ помимо моей воли слетало всё то же ласковое, детское — «мамочка». (5)У меня отросли усы, появился бас. (6)Я стеснялся этого слова и на людях произносил его чуть слышно. (7)Последний раз я произнёс его на мокрой от дождя платформе, у красной солдатской теплушки, в давке, под звуки тревожных гудков паровоза, под крик команды «По вагонам!». (8)Я не знал, что навсегда прощаюсь с матерью. (9)Не знал, что с матерью вообще можно проститься навсегда. (10)Я шептал «мамочка» ей на ухо и, чтобы никто не видел моих мужских слёз, вытирал их о её волосы. (11)Но когда теплушка тронулась — не выдержал. (12)Забыл, что я мужчина, солдат, забыл, что вокруг люди, множество людей, и сквозь грохот колёс, сквозь бьющий в глаза ветер закричал. (13)— Мамочка! (14)Мамочка. (15)Но она уже не слышала. (16)На фронте мы всегда были голодны. (17)Нам всегда было холодно. (18)Только в бою у орудий забывали о голоде и холоде. (19)И ещё — когда получали из дома письма. (20)Но было у писем из дома одно необычайное свойство, которое каждый открывал для себя и никому не признавался в своём открытии (21)В самые трудные минуты, когда казалось — всё кончено или кончится в следующее мгновение и нет уже ни одной зацепки за жизнь, мы находили в письмах из дома НЗ — неприкосновенный запас жизни. (22)Запаса хватало надолго, его берегли и растягивали, не надеясь пополнить его в скором времени. (23)У меня не сохранились мамины письма. (24)Я не запомнил их наизусть, хотя перечитывал десятки раз. (25)Но в памяти жива картина жизни родного дома, которая возникала из маминых весточек. (26)На ледяном ветру я видел её у печки с закрытыми глазами. (27)Это видение возникало ночью на посту. (28)У меня в кармане лежало письмо. (29)От него веяло далёким теплом, пахнувшим смолистыми дровами. (З0)Это родное тепло было сильнее ветра. (31)Когда от мамы приходило письмо, не было ни бумаги, ни конверта с номером полевой почты, ни строчек. (32)Был мамин голос. (33)Я слышал его даже в грохоте орудий. (34)Дым землянки касался щеки, как дым родного дома. (35)Под Новый год я увидел у себя дома ёлку. (З6)Мама подробно рассказывала в письме о ёлке. (37)Оказывается, в шкафу случайно нашлись ёлочные свечи. (38)Короткие, разноцветные, похожие на отточенные цветные карандаши. (39)Их зажгли, и с еловых веток по комнате разлился ни с чем не сравнимый аромат стеарина и хвои. (40)В комнате было темно, и только весёлые блуждающие огоньки замирали и разгорались, и тускло мерцали золочёные грецкие орехи. (41)Старые часы идут и бьют полночь. (42)Сверчок, чудом поселившийся в городской квартире, работает на стрекочущей машинке. (43)Ковш Большой Медведицы стоит на крыше дома, что напротив. (44)Пахнет хлебом. (45)Тихо. (46)Ёлка погасла. (47)Печка горячая. (48)Потом оказалось, что всё это было легендой, которую умирающая мама сочинила для меня в ледяном доме, где все стёкла были выбиты взрывной волной, а печки были мертвы и люди умирали от осколков. (49)И она писала, умирая. (50)Из ледяного блокадного города слала мне последние капли своего тепла, последние кровинки. (51)А я поверил легенде. (52)Держался за неё — за свой НЗ, за свою резервную жизнь. (53)Был слишком молод, чтобы читать между строк. (54)Я читал сами строки, не замечая, что буквы кривые, потому что их выводила рука, лишённая сил, для которой перо было тяжёлым, как топор. (55)Мать писала эти письма, пока билось сердце. (56)Я много знаю о подвигах женщин: выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (57)Я никогда не думал, что всё это имеет отношение к моей матери. (58)К тихой, застенчивой, обыденной, озабоченной только тем, как прокормить нас, обуть, уберечь. (59)Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это, но вижу это с опозданием. (60)Но я вижу. (61)Теперь я всё вижу и слышу. (62)Прости меня, родная! (По Ю. Яковлеву *) * Юрий Яковлевич Яковлев (1922—1996) — русский прозаик, сценарист, журналист, автор книг для подростков. Участник Великой Отечественной войны. Основные темы прозы Юрия Яковлева — школьный быт, Великая Отечественная война, сценическое искусство, дружба между человеком и животным. Рассказы и повести: «Серёжкин сын», «Был настоящим трубачом», «У человека должна быть собака», «Воробьёв стекло не выбивал», «Кепка-невидимка» и сценарии игровых и анимационных фильмов: «Умка», «Умка ищет друга», «Зимородок», «Был настоящим трубачом», «Верный друг Санчо», «У меня есть лев» и др.

Юрий Яковлев в этом тексте ставит проблему материнской любви.

Автор пишет, насколько для него важна была любовь матери. Он настолько сильно был к ней привязан, что даже не мог представить себе жизнь без матери, не мог даже подумать о том, что с матерью вообще можно проститься навсегда. Демонстрируя читателю силу материнской любви, автор показывает, с одной стороны, какое огромное значение для него на фронте имели письма матери (предложения 16-22 и 26-30), а с другой стороны, какой подвиг на самом деле заключался в написании этих писем умирающей матерью, пытающейся отослать последние капли своего тепла сыну (предложения 48-50 и 56-59).

Позиция Юрия Яковлева ясна: любящая мать способна на подвиг, она сделает всё, чтобы прокормить и обуть своих детей, уберечь их от опасности.

Я не могу не согласиться с автором. Я тоже считаю, что сила материнской любви, по сути, безгранична.

Подтверждение этой позиции мы можем найти в лучших произведениях художественной литерат

Открой безлимитный доступ к 5 000+ эссе и читай их в полном объёме

Доступ будет предоставлен бессрочно.

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 2 из 3 К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
  • 1 из 1 К3 Отражение позиции автора исходного текста
  • 3 из 3 К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
  • 2 из 2 К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
  • 2 из 2 К6 Точность и выразительность речи
  • 3 из 3 К7 Соблюдение орфографических норм
  • 3 из 3 К8 Соблюдение пунктуационных норм
  • 2 из 2 К9 Соблюдение языковых норм
  • 2 из 2 К10 Соблюдение речевых норм
  • 1 из 1 К11 Соблюдение этических норм
  • 1 из 1 К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
  • ИТОГО: 23 из 24

Антонина Дмитриевна Степанова

Со­чи­не­ние от­ве­ча­ет всем тре­бо­ва­ни­ям, предъ­яв­ля­е­мым к та­ко­му ви­ду ра­бо­ты вы­пуск­ни­ка шко­лы. Од­на­ко Вам сле­ду­ет об­ра­тить вни­ма­ние на кри­те­рий К-2. Ком­мен­ти­руя про­бле­му по тек­сту, в об­щем-то, пра­виль­но, Вы при­во­ди­те циф­ры пред­ло­же­ний, в ко­то­рых, оче­вид­но, име­ет ме­сто до­ка­за­тель­ство про­бле­мы. Но ведь Вы со­зда­ё­те ху­до­же­ствен­ный текст, где неумест­на от­сыл­ка к тек­сту с ука­за­ни­ем но­ме­ров пред­ло­же­ний. Важ­но здесь при­ве­сти два при­ме­ра из тек­ста (у Вас они пред­став­ле­ны) с крат­ким ци­ти­ро­ва­ни­ем, че­го у Вас не хва­та­ет.
Кро­ме это­го в пер­вом и вто­ром пред­ло­же­нии на­блю­да­ет­ся по­втор слов, что так­же сни­жа­ет ка­че­ство тек­ста со­чи­не­ния (хо­тя мы по­ка не сни­зи­ли балл, дру­гой экс­перт, воз­мож­но, сде­ла­ет это).
При­ме­ры из ли­те­ра­ту­ры при­ве­де­ны, од­на­ко не очень до­ка­за­тель­ные, хо­тя то­же мы по­ка не сни­жа­ем Вам балл.
В це­лом Вы МОЛОДЕЦ.

Юрий Яковлев — Неприкосновенный запас краткое содержание

В книгу входят известные повести и рассказы Ю.Яковлева о подростках и для подростков.

Неприкосновенный запас читать онлайн бесплатно

Лелька сидит на крыльце и штопает чулок. Она поленилась разыскать грибок и штопает прямо на коленке. Осторожно, чтобы не уколоться, она то опускает, то поднимает блестящее острие иглы. Розовая коленка постепенно скрывается под штопкой, похожей на листок тетради в клеточку.

В степи жарко. Ничего не хочется делать. А сидеть совсем без дела — скучно. Вот Лелька и придумала себе занятие.

Когда она наклоняется вперед, одна из косичек соскальзывает с плеча и ложится на ключицу. Лелька недовольно водворяет косичку на место — за спину. Она делает это резко, будто хочет забросить ее подальше, раз и навсегда.

Коленка почти упирается в подбородок. Иголка тянет за собой рыжую нитку. Лелька так увлеклась работой, что не замечает, как отворяется калитка и кто-то входит в палисадник. Когда девочка поднимает глаза, перед ней стоят Федор Федорович, председатель поселкового Совета, и незнакомый военный. Лицо Федора Федоровича коричневое, испеченное на солнце. А военный — бледнолицый. Он еще не загорел на степном солнышке. В одной руке он держит чемодан, в другой, согнутой в локте, — шинель.

— Здравствуй, хозяйка, — говорит Федор Федорович.

— Здрасте, — отзывается Лелька и встает со ступеньки.

Она не выпускает из рук иглу, и короткая нитка не дает ей выпрямиться. Одна нога в чулке, а другая безо всего, голая. Косичка снова соскользнула с плеча. Вид у Лельки, вероятно, смешной, потому что военный отворачивается в сторону, чтобы скрыть улыбку.

— А где мать? — спрашивает Федор Федорович.

Он спрашивает, а военный молчит. Стоит за Федором Федоровичем и из-за плеча смотрит на Лельку. Девочке кажется, что он разглядывает ее заштопанную коленку. Ей хочется прикрыть коленку, но сарафан короткий.

— Мама пошла в сельпо, — отвечает Лелька и краснеет.

Иголка выскальзывает из рук и, поблескивая, раскачивается на нитке.

— Ну, вот что, — говорит Федор Федорович, — ты, конечно, слыхала про снаряды?

Лелька мотнула головой. Она слышала, что в степи, неподалеку от поселка, обнаружили завалившуюся землянку со снарядами — артпогребок. Артпогребок был брошен немцами много лет назад. А теперь нашелся. Говорят, что он заминирован.

— Так вот, — продолжает председатель поселкового Совета, — прибыли саперы обезвреживать. Солдат мы поместили в школе, а командира… — Федор Федорович кивает на военного и слегка подталкивает его вперед, — а командира мы хотим определить к вам.

Лелька снова кивает.

— Места у вас много. Думаю, мать возражать не будет?

— Ага, — соглашается Лелька, будто она заранее знает, что мама не будет возражать.

— Тогда знакомьтесь. Лейтенант… — Федор Федорович вопросительно смотрит на военного.

— Шура, — подсказывает он.

— Лейтенант Шура… А это Лелька.

— Очень приятно, — говорит лейтенант, а Лелька снова краснеет. Она ничего не может с собой поделать. Краска стыда по малейшему поводу заливает ее лицо, обдает его жаром и отравляет Лельке жизнь.

Девочка покраснела, будущий жилец отвернул лицо, чтобы скрыть улыбку, а Федор Федорович почесал седую щетину, которая проступает, как соль, на его запеченной, коричневой щеке.

— Сейчас мы пойдем в степь, — распоряжается председатель. — Вещи лейтенант оставит здесь. А придет мать, ты предупреди ее.

Лейтенант Шура подходит к крыльцу и вопросительно смотрит на Лельку:

— Можно здесь поставить?

— Ага! — кивает Лелька и закусывает губу, будто губа — виновница ее смятения.

Лейтенант поставил на крыльцо зеленый чемодан, положил на него шинель.

— Пошли! — почти скомандовал Федор Федорович.

И они зашагали к калитке.

Когда неожиданные гости ушли, Лелька облегченно вздохнула и опустилась на ступеньку, согретую солнцем. Первым делом она поджала ноги и прикрыла подолом сарафана заштопанную коленку.

Рядом, на ступеньке, стоял чемодан, а на нем лежала сложенная пополам шинель. Шинель была серой и шершавой. От нее пахло валенками. На погонах весело поблескивали звездочки — по две на каждом.

Лелька покосилась на чужие вещи и быстро стянула с ноги заштопанный чулок. Будто вместе с чемоданом и шинелью в доме остался жилец и его насмешливые глаза продолжали рассматривать Лельку, отыскивая, над чем бы посмеяться. Лелькин дом маленький, но двухэтажный. Вернее, на чердаке папа при жизни сделал небольшую комнатку «для гостей». Когда приезжал дядя Митя, его помещали на втором этаже. С тех пор гостей не было. Но за комнатой сохранилось название — «для гостей». Вот туда-то Лелька и решила определить жильца.

По крутой лестнице она полезла наверх с чужими вещами. Зеленый чемодан ударялся о верхние ступеньки, а шинель волочилась по нижним.

В комнате «для гостей» не было почти никакой мебели. Стол, топчан и табуретка составляли все ее убранство. Зато из маленького окошка была видна степь.

Лелька поставила вещи лейтенанта Шуры в уголок, чтобы он не подумал, что они кого-нибудь интересуют, и, хлопнув дверью, сбежала вниз.

Лейтенант Шура вернулся домой поздно.

Солнце докатилось до края степи и растеклось по небу вишневым заревом. Откуда-то появился прохладный ветерок, который днем, в присутствии солнца, не решался высунуть на улицу нос. Но земля продолжала дышать жаром, как печь, в которой недавно погасли последние угольки.

Лейтенант Шура отворил калитку и нерешительно вошел в палисадник. Он был один, без Федора Федоровича. Лелька увидела его из окна. Она ждала его возвращения и, хотя во дворе стояла жара, надела новое платье с длинными рукавами и целые чулки. Пусть он знает, что у нее есть чулки без заштопанных коленок!

Ольга Ивановна тоже готовилась к приходу жильца. Поначалу, узнав от дочки о неожиданном госте, она вспылила: «Терпеть не могу, когда в доме чужие люди!» Но потом стала сама себя убеждать, что места в доме достаточно, что сама она все равно целыми днями пропадает в своей больнице. И вообще, жилец — временный. Ольга Ивановна отошла и весь остаток дня приводила дом в порядок: ей не хотелось ударить лицом в грязь перед незнакомым человеком.

Услышав, что хлопнула калитка, Лелька подбежала к окну. Лейтенант Шура стоял в палисаднике и оглядывался. Лицо его было усталым и серым от земли. И только в том месте, где текли струйки пота, остались светлые бороздки. Гимнастерка тоже была в пыли, и веселые звездочки на погонах погасли. На высоких сапогах налипли комья засохшей глины. Фуражку лейтенант держал в руках.

Усталый, с пересохшими губами, он совсем был не похож на того веселого чистенького лейтенанта, который стоял за спиной Федора Федоровича и отворачивал лицо, чтобы скрыть улыбку. Его глаза перестали быть насмешливыми. Они беспомощно смотрели по сторонам, отыскивая хозяев дома. Лельке стало жалко лейтенанта Шуру. Она быстро вышла из комнаты и очутилась на крылечке.


Статьи по теме