Курсовая Работа по Методике Преподавания Математики

Курсовая Работа по Методике Преподавания Математики.rar
Закачек 1443
Средняя скорость 4340 Kb/s
Скачать

Курсовая Работа по Методике Преподавания Математики

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сахалинский государственный университет»

Кафедра теории и методики

Дёгтева Дарья Дмитриевна

Индивидуальный подход к учащимся начальных классов в процессе обучения математике

Курсовая работа по методике преподавания математики

Студентки 4 курса очной формы обучения

Специальности: педагогика и методика начального образования.

д. психол. наук, профессор

Защита состоялась « __» ___________2014г. Оценка__________

Глава 1. Теоретическое обоснование индивидуального подхода в процессе обучения математике………………………………………………………….….7

Понятия «индивидуальный подход», «дифференцированный подход» в процессе обучения……………….………….………………………. ………7

Возможности реализации индивидуального подхода в различных УМК…………………………………………..……………………….…. 14

Психолого – педагогические основы осуществления индивидуального подхода в обучении………………………………………………………….15

Краткие выводы по первой главе………………………………………..….23

Глава 2. Практические исследования влияния индивидуального подхода на процесс обучения математики в начальной школе……………………………25

2.1 Характеристика экспериментальной и контрольной групп и итоги констатирующего этапа…………………………………………………………………………. ….25

2.2 Использование системы индивидуальных заданий на уроках математики по УМК «Школа России»……………………………………………………….30

2.3. Итоги заключительного этапа исследования и их обсуждение…………………………………………….…………………………34

Актуальность темы. Индивидуальный подход — это гибкое использование педагогом различных форм и методов с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса. Индивидуальный подход необходим как трудному, так и благополучному ребёнку, т.к. помогает ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и корректировать слабые стороны. Поэтому когда индивидуальные особенности учащихся не учитываются в процессе обучения, более способные и развитые задерживаются в развитии: у них снижаются познавательная активность и темп усвоения материала, кроме того, могут сформироваться такие отрицательные качества как лень, безответственное отношение к учению и пр. Слабые ученики в большей степени страдают от отсутствия индивидуального подхода.

В последние годы значительно усилился интерес учителей общеобразовательной школы к проблеме индивидуального подхода в обучении школьников математике на различных ступенях математического образования. Этот интерес во многом объясняется стремлением учителей так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый ученик был оптимально занят учебно-воспитательной деятельностью на уроках и в домашней подготовке к ним с учетом его математических способностей и интеллектуального развития, чтобы не допускать пробелов в знаниях и умениях школьников, а в конечном итоге дать полноценную базовую математическую подготовку учащимся обычного класса.Согласно ФГОС НОО « Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования» [20].

� 4. Курсовые работы по методике математики

Курсовая работа — наиболее распространенная форма отчета о проделанной студентами самостоятельной работе. В курсовой работе по методике математики он должен показать умение применять приобретенные им теоретические знания к решению конкретных вопросов методики начального обучения математике. При выполнении курсовой работы целесообразно придерживаться следующих рекомендаций.

1. Выберите тему курсовой работы. С этой целью следует ознакомиться с тематикой курсовых работ в кабинете математики или в кабинете педагогики, изучить примерное содержание тем и конкретизировать тему своей курсовой работы.

2. После выбора темы курсовой работы следует приступить к изучению литературы по избранной теме. В ходе изучения необходимо делать выписки, составить тезисы и конспекты некоторых источников. Надо ознакомиться, если есть возможность, передовым опытом учителей. После этого, располагая имеющиеся материалы в определенной последовательности, составляют план курсовой работы.

3. Возникшие свои идеи и вопросы проверяют на пробных уроках и в период сплошной педпрактики. К этому моменту должен быть подготовлен расширенный план-конспект работы. После практики в этот план вносятся определенные коррективы, он дополняется конкретными примерами.

4. Проконсультировавшись с руководителем работы о последнем варианте, приступают к составлению конспекта работы. Далее, до оформления работы для сдачи необходимо ее показать еще раз руководителю.

5. В своей работе высказывают свои мысли, даже какими бы нереальными они вам не показались. В будущем они могут оказаться вполне реальными и не исключено, что вам и удастся их решить.

При оформлении курсовой работы рекомендуется придерживаться следующих правил.

Текст обязательно должен быть оформлен в соответствии с требованиями конкретного педагогического учебного заведения. Правильное оформление работы не только необходимо само по себе, но еще и значительно преображает списанный текст.

У каждого учебного заведения могут быть собственные достаточно оригинальные требования к форме той или иной письменной работы. Однако существуют и универсальные требования подобного рода, свойственные отечественному академическому миру в целом. Среди таковых следует отметить нижеследующие требования, которые касаются в основном дипломных работ, однако, могут быть распространены и на курсовые работы.

Объем курсовой работы нельзя жестко регламентировать. Надо только помнить, что объем работы и его качество — совершенно разные понятия.

Все академические тексты печатаются согласно соответствующему стандарту, через два интервала.

Структура работы должны быть четкой и обоснованной, так чтобы была видна логика решения проблемы. По ходу изложения попытайтесь не противоречить сами себе, не делать безапелляционных и вообще слишком резких заявлений, а также не допускать грубых грамматических или фактических ошибок.

Большинство работ должно начинаться титульным листом. Титульный лист должен содержать название учебного заведения, название работы, фамилию, инициалы и академические звания научного руководителя, фамилию и инициалы автора, название города, в котором находится учебное заведение, год написания работы.

Там, где нужен титульный лист, необходимо и оглавление последующего текста. Практически всегда академический текст должен состоять из введения, основной части и заключения. Основная часть разбивается на 2 или 3 подраздела. Более дробное деление не рекомендуется.

Оглавление помещается на 1 странице.

Текст должен соответствовать оглавлению как по содержанию, так и по форме. Введение, отдельные главы и заключение всегда в самом тексте начинаются с новой страницы. Необходимо следить, чтобы названия подразделов в тексте соответствовали аналогичным названиям в оглавлении, но чтобы названия отдельных разделов не совпадали с общим названием работы.

Особенно тщательно регламентирована форма введения к работе. Практически всегда требуется отражение в нем следующих пунктов:

1) определение темы работы;

2) обоснование выбора темы, определение ее актуальности и значимости для науки и практики;

3) обзор литературы по данной теме;

4) определение границ исследования (предмет, объект, хронологические или географические рамки);

5) определение основной цели работы и подчиненных ей более част задач;

6) определение теоретических основ и базового метода исследования.

Обзор источников литературы

Обзор литературы, который в некоторых работах иногда выделяется в отдельный пункт оглавления, нуждается в особом комментарии. Обзор литературы разделяется на обзор первоисточников и обзор второисточников (или собственно литературы). Под первыми понимаются тексты, которые являются объектом исследования. К таковым относятся тексты, принадлежащие перу исследуемого автора, исторические документы, законодательные и иные нормативные акты и т.п. Ко второисточникам относятся

тексты, которые вы используете, но которые не являются непосредственном объектом вашего исследования. Как правило, второисточниками являются исследования, проведенные по тому же поводу.

За введением следует основная часть, в которой также можно выделить стандартные подразделения. В огромном большинстве случаев работы делятся на части теоретическую и практическую. В теоретической части излагаются и анализируются наиболее общие положения, касающиеся данной темы; в практической части рассматривается конкретный текстовый или эмпирический материал. Последовательность указанных частей зависят от ваших предпочтений, а также от предпочтений вашего руководителя.

Требуется, чтобы все разделы и подразделы были примерно соразмерны друг другу, как по структурному делению, так и по объему.

В конце каждого раздела основной части обычно требуют составить краткие выводы из предшествующего изложения. Главное, чтобы разделы были соединены друг с другом последовательностью текста, без слишком явных смысловых разрывов.

В заключении вы должны суммировать все те выводы и научные достижения, которые состоялись в вашей работе, а также определить направления для дальнейших исследований в данной сфере.

Список источников и литературы

В особом внимании нуждается список литературы. В некоторых работах этот список разделяется на несколько частей.

Каждая книга должна быть соответствующим образом описана. В это описание должны входить: фамилия и инициалы автора, полное название книги, после косой черты — данные о переводчике или о редакторе, данные о числе томов, после тире — город, в котором издана книга, после двоеточия — название издательства, которое ее выпустило и наконец после запятой — год издания.

Ссылки, сноски и примечания

В курсовых работах, как и в школьных сочинениях, весьма ценятся цитаты. Когда вы цитируете, должны оформлять ссылки на источник цитирования. Приводя цитаты, необходимо делать ссылки, указав автора и название сочинения, издательство, год издания и номер страницы. Число цитат должно быть минимальным.

Существует два способа оформления ссылок: сноски и примечания. Сноски оформляются внизу страницы, на которой расположена цитата. Для этого в конце цитате ставится цифра, обозначающая порядковый номер цитаты на данной странице. Внизу страницы под чертой, отделяющей сноску от текста, номер повторяется и за ним следует название книги, из которой взята цитата и через точку-тире номер цитируемой страницы.

Иногда к работам прилагаются приложения, на которые делаются ссылки в тексте. В приложения обычно входят различные таблицы, графики и т.п. Приложение помещают после списка использованных источников и литературы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение следует начинать с нового листа.

Тематику курсовых работ преподаватель сможет составить по аналогии с содержанием учебника методики математики. В частности, студентам можно предложить такую примерную тематику курсовых работ:

1. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики (по классам).

2. Развитие математических способностей учащихся (по классам).

3. Индивидуальный подход учителя к учащимся ( на примерах из педагогической практики).

4. Самостоятельные работы как одно из средств активизации учащихся на уроке (по классам).

5. Воспитание на уроках математики (по классам).

6. Развитие математической речи в процессе обучения (по классам).

7. Формирование научного мировоззрения учащихся в процессе обучения математике.

8. Формирование навыков умственного труда в процессе обучения математике.

9. Методика повторения учебного материала на уроках математики.

10. Домашние работы учащихся в системе обучения математике.

11. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся.

12. Использование технических средств обучения на уроках математики.

13. Обучение анализу и синтезу на уроках математики.

14. Обучение сравнению, обобщению и классификации на уроках математики.

15. Математические тесты и их роль в проверке знаний учащихся.

16, Обучение учащихся самоконтролю деятельности.

17. Формирование навыков учебного труда в процессе обучения математике.

18. Использование опорных схем в обучении математике.

19. Обучение решению задач (на движение, на нахождение четвертого пропорционального и т.п., по классам и типам задач).

20. Инновационные технологии в обучении математике.

При выполнении курсовой работы студенту нужно провести небольшую исследовательскую работу. Для этого заранее составляется перечень заданий по конкретной теме. Например, по любой теме можно использовать задания такого характера:

1) наблюдение процесса усвоения темы, вопроса;

2) проведение проверочных работ по рассматриваемой теме с обоснованием цели заданий;

3) фиксация всех приемов индивидуальной работы с учащимися;

4) обоснование наиболее эффективных при усвоении темы приемов и методов работы;

5) проведение индивидуальных бесед с учащимися с составлением протокола;

6) выяснение роли наглядности при изучении темы;

7) изучение и наблюдение системы практических работ и заданий;

8) выявление типичных ошибок учащихся по рассматриваемой теме;

9) изучение и фиксирование работы по предупреждению ошибок учащихся и анализ результатов этой работы;

10) изучение письменных работ учащихся, анализ их состояния;

11) наблюдение и анализ уровня математического развития учащихся по рассматриваемой теме;

12) предложения по совершенствованию содержания и методики изучения данной темы и т.д.

1. . Особенности обучения математике по развивающим системам обучения по системе Л.Г. Петерсон.

2. Особенности обучения математике по развивающим системам обучения по системе Моро.

3. Прием классификации, его роль при обучении математике в начальных классах.

4. Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математи­ке в начальных классах.

5. Формирование приемов самоконтроля в процессе обучения математи­ке в начальных классах.

6. Формирование пространственных представлений у учащихся началь­ных классов.

7. Выбор методов обучения, используемых на уроках математики.

8. Практические работы в процессе обучения математике в начальных
классах.

9. Использование элементов проблемного обучения на уроках матема­тики в начальных классах.

10.Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике в начальных классах.

11.Прием обобщения, его использование в процессе обучения математи­ке в начальных классах.

12.Прием сравнения, его использование при обучении математике в начальных классах.

13.Возможности использования технических средств обучения (ТСО)
на уроках математики в начальных классах.

14.Дидактическое оснащение, его использование при организации самостоятельной работы, в процессе формирования навыков самоконтроля.

15.Использование на уроке таблиц для устного счета.

16. Пути повышения эффективности уроков математики в начальных
классах.

17. Домашние учебные занятия как одна из форм организации учебных
занятий учащихся.

18.Методика формирования математических понятий.

19. Формирование логического мышления на уроках математики в начальной школе.

20.Эстетическое воспитание на уроках математики в начальных классах.

КОМЕНТАРИИ ПО ТЕМАМ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ

1. Курс математики начальных классов

1. Нумерация в пределах 10.

2. Нумерация в пределах 100.

3. Нумерация в пределах 1 000.

4. Нумерация многозначных чисел.

5. Сложение и вычитание в пределах 10.

6. Сложение и вычитание в пределах 100.

7. Сложение и вычитание в пределах 1 000.

8. Сложение и вычитание многозначных чисел.

9. Табличное умножение и деление.

10.Внетабличное умножение и деление.

11.Деление с остатком.

12.Умножение и деление многозначных чисел.

14.Длина и ее измерение,

15.Масса и ее измерение.

16.Время и его измерение.

17.Площадь и её измерение.

21.Геометрический материал (по классам).

22.Простые задачи на сложение и вычитание.

23.Простые задачи на умножение и деление.

24.Задачи с пропорциональными величинами.

25.Задачи на движение.

2. Теоретические основы начального курса математики

1. Множества и операции над ними.

2. Комбинаторные задачи.

3. Высказывания и операции над ними.

4. Предикаты и операции над ними.

5. Математические понятия и их определение.

6. Простейшие правила рассуждений.

7. Соответствия между множествами.

8. Отношения на множестве.

9. Числовые функции.

10.Натуральное число как общее свойство класса конечных равномощных множеств.

11.Сумма целых неотрицательных чисел (теоретико-множественный подход).

12.Разность двух целых неотрицательных чисел (теоретико-множес­твенный подход).

13.Произведение целых неотрицательных чисел (теоретико-множес­твенный подход).

14.Частное целого неотрицательного числа на натуральное (теорети­ко-множественный подход).

15.Аксиоматическое построение множества целых неотрицательных чисел.

16.Сложение целых неотрицательных чисел (аксиоматическая теория).

17.Умножение целых неотрицательных чисел (аксиоматическая теория).

18.Вычитание целых неотрицательных чисел.

19.Деление целых неотрицательных чисел.

20.Натуральное число как результат измерения величины. Действия над натуральными числами — мерами величины.

21.Множество целых неотрицательных чисел и его свойства.

22.Отношение делимости на множестве целых неотрицательных чисел.

23.Кратные и делители.

25.Неотрицательные рациональные числа.

29.Величины. Измерение величин.

31.Уравнения с одной и двумя переменными.

32.Неравенства с одной и двумя переменными.

33.Линии и их уравнения.

34.Геометрические фигуры и их свойства. Треугольник.

37.Тела вращения (цилиндр, конус, шар).

38.Геометрические построения на плоскости.

Кроме указанных могут быть выбраны и другие вопросы теоретичес­ких основ начального курса математики.

3. Курсовые по с методики преподавания математики

1-3. Особенности обучения математике по развивающим системам обучения:

21.По системе Л.В.Занкова.

22.По системе Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова.

23.По системе Л.В.Тарасова.

Примерное содержание курсовой работы. Содержание выбранного во­проса курса математики, задачи и особенности его изучения. Особенности рассматриваемой развивающей системы обучения. Сравнительный анализ программ и учебников по развивающей и традиционной системам обуче­ния. Задачи и содержание выбранного вопроса математики начальных классов. Основные математические понятия, используемые в рассматри­ваемой системе обучения. Особенности изучения темы по развивающей системе обучения. Фрагменты конспектов соответствующих уроков по раз­вивающей системе обучения.


Статьи по теме