Исторические Предпосылки Причины Возникновения Государства Курсовая

Содержание

Исторические Предпосылки Причины Возникновения Государства Курсовая.rar
Закачек 1013
Средняя скорость 2387 Kb/s
Скачать

Исторические Предпосылки Причины Возникновения Государства Курсовая

Возникновение и развитие родового строя. Организация общественной власти в догосударственном обществе. Переход от первобытно-общинного строя к государству. Теории и обоснования происхождения государства. Предпосылки государственности у восточных славян.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Основной ареал проживания русов. Возникновение догосударственных образований (княжений) на основе родовой или кровной близости. Основные предпосылки формирования государственности у восточных славян. Теории происхождения Древнерусского государства.

Характеристика экономической основы, социальной власти и норм первобытного общества. Причины и формы возникновения государства (теории происхождения). Причины возникновения права. Признаки, отличающие права от социальных норм первобытно общинного строя.

Теория государства и права в системе общественных и юридических наук. Организация власти и социальное регулирование в условиях родового строя. Социально-исторические предпосылки происхождения государства. Государственный суверенитет, его понятие и формы.

Общественные отношения, связанные с рассмотрением возникновения государства у восточных славян. Предпосылки возникновения и основные этапы складывания древнерусского государства. Особенности образования и основные признаки государства восточных славян.

Публичная власть родового строя. Причины возникновения государства. Его понятие и признаки. Современные концепции происхождения права и государства. Материалистическое учение о происхождении государства и его развитие в работах российских правоведов.

Изучение основных предпосылок возникновения государства у восточных славян. Сакрализация или обожествление княжеской власти, а также духовные предпосылки для перехода от общинных отношений к государственным. Этапы складывания древнерусского государства.

Предпосылки появления государства и права. Первый в истории человечества тип социальной системы. Развитие производства, образ жизни и социальные отношения в первобытную эпоху. Характеристика социальной власти и основных норм догосударственного периода.

Общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, их сущность. Логические приемы познания явлений. Основные признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя. Международный день прав человека.

Историко-правовая обусловленность появления государства, предпосылки его формирования. Формы возникновения государства, теории его происхождения. Социально-классовая теория марксизма и советские концепции. Западные теории возникновения государства.

Структура первобытного общества. Власть и органы управления в первобытном обществе. Характерные черты родового строя. Причины возникновения государства и права. Основные теории происхождения государства и права. Восточный и западный пути развития.

Актуальность работы. Государство существует уже фактически три тысячи лет и представляется достаточно актуальным анализ принципов, источников возникновения основополагающих институтов государства, в политической, экономической, культурной сферах. Это и представляется основной задачей данной работы. Зачем было создано государство? По целесообразной воле людей, т.е. по теории «общественного договора», либо этот процесс был спонтанным, обусловленным острой необходимостью в строгом порядке, структуре и определенной иерархии. Так как нет единого мнения по вышесказанному, это уже обуславливает актуальность работы. Зная что привело к возникновению государства, можно ответить на вопрос, какие задачи перед ним стоят и как государство их решает, какими принципами при этом руководствуется. Поняв причины возникновения государства можно понять, какие ожидания от него существуют в современном обществе сейчас, на данном этапе существования человечества, чьи интересы оно обязано и должно защищать, и на что должно быть направлена основная деятельность государственных институтов. Таким образом, изучив предпосылки появления государства, основные теории происхождения государства, можно понять сущность всего комплекса исследований по этой теме. Знание этого в свою очередь является важным не только для теории государства и права, но и для всех социальных наук.

Сейчас, на современном этапе, уже безусловно, государство является самостоятельным субъектом права, поэтому очень важно вернуться к истокам, понять как возник данный институт, какие существуют основные версии, и к чему он, в конце концов, имеет тенденцию стремиться. Поэтому разработка общетеоретического аспекта этой проблемы приобретает сегодня особую актуальность.

государство форма марксизм теория

Целью данной работы является анализ процессов и предпосылок, которые привели к появлению основополагающих институтов государства. Исходя из данной цели, мною выдвинуты следующие задачи:

рассмотреть основные теории происхождения государства и дать им характеристику;

изучить историческую ситуацию, при которой стало возможным появление основных форм и принципов государства;

охарактеризовать основные предпосылки процессов, которые в дальнейшем привели к созданию институциональной основы государства;

Объектом исследования является территория земного шара, где и происходили процессы формирования основ государственности.

Предметом исследования будет собственно, сам субъект права — государство, в своей исторической эволюции.

Основополагающими методами в данной курсовой работе стали:

Принципы, которыми я руководствовался при изучении выбранной темы, стали принцип историзма (строгого следования правилу причинно-следственной связи в исторической ретроспективе) и принцип объективности (изложение материала без нанесения субъективных оценок и предпочтений исследователя).

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, основной части из двух глав, заключения и списка использованной литературы.

КУРСОВАЯ ПО ТГП.doc

МИНИCТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирский государственный технологический университет»

Институт экономики и права

Кафедра государственно-правовых дисциплин

на тему: «Исторические предпосылки возникновения государства».

Выполнил: ст-ка вечернего отделения Зарубина Ю.Ю.

Глава 1. Государство как форма политической организации общества

1.1. Власть в догосударственный период развития ​общества . 5

1.2. Признаки государственной власти . 8

Глава 2. Анализ основных предпосылок возникновения государства

2.1. Экономическая предпосылка .. 14

2.2. Религиозна предпосылка …………………………………………. 15

2.3. Военная предпосылка ……………………………………………. 17

2.4. Социальная предпосылка ………………………………………. 20

Список литературы ..25

Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции — основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право.

Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства и права. Однако этого нельзя сказать обо всех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства и права. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой.

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или — взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.

Глава 1. Государство как форма политической организации общества

1.1. Власть в догосударственный период развития общества

Наша литература длительное время освещала догосударственное общество, опираясь главным образом на книгу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Она была написана на основе вышедшего в1877г. фундаментального исследования Л. Моргана «Древнее общество», в котором прослеживается жизнь североамериканских индейских племен. К концу XX в. благодаря успехам археологов и этнографов представления о первобытном обществе существенно обогатились, был преодолен односторонний евроцентристский взгляд на древнюю историю, в орбиту научного осмысления была включена история всех регионов Земного шара.

Сегодня научная периодизация догосударственного общества обосновывается по-новому. Для теории государства и права определенную методологическую ценность имеет выделение двух главных периодов в развитии первобытного общества, а следовательно, и двух способов его существования и воспроизводства: присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство); производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлообработка, керамическое производство). Первому периоду в основном соответствует материнский род (матриархат), второму — патриархальный (патриархат).

Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т. е. организационно оформлено. В противном случае оно обречено на превращение в стадо, толпу. Исторически первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение. Восторженную характеристику родовой организации дал Ф. Энгельс. Он писал: «И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов — все идет своим установленным порядком». Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества.

Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т. е. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.

Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества — мужчин и женщин. Собрание — столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами и т. д.

Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания вождя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестоким— смертная казнь, изгнание из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и потому никому не удавалось избежать наказания. Зато род, как один человек, вставал на защиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мести — ни обидчик, ни его родичи.

Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями — исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Уже на ранних стадиях развития общества приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее важных случаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действиями. Например, тренировка охотников наполнялась мистическим содержанием, обставлялась таинственными обрядами.

Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных «мононорм», были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.

Мононормы изначально были продиктованы «естественно-природной» основой присваивающего общества, в котором и человек является частью природы. В них права и обязанности как бы сливались воедино. Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными родственниками (инцест). Благодаря табу, первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивавшую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.

В догосударственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы —обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).

1.2. Признаки государственной власти

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института. Каковы же эти признаки?

1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт — подданство или гражданство.

С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.

От негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и др.) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.

2. Публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т. е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т. п.).

3. Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет — обязательный признак государства. Страна, его не имеющая,— это колоний либо доминион.

Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.

Верховенство государственной власти внутри страны обозйачает: а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны; 6) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).

Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

В Советском Союзе и бывших социалистических государствах государственная власть не была ни верховной, ни самостоятельной, ни независимой, ибо выше нее была власть партийная. Государство проводило в жизнь партийные директивы, было исполнительным инструментом правящей партии. Все это ослабляло государственную власть, стало одной из причин глубокого кризиса общества и государства.

4. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

Сущность государства — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остродискуссионной.


Статьи по теме