Государственный Кадастровый Учет Земельных Участков Курсовая

Государственный Кадастровый Учет Земельных Участков Курсовая.rar
Закачек 2057
Средняя скорость 7179 Kb/s
Скачать

Государственный Кадастровый Учет Земельных Участков Курсовая

Общие сведения и порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков. Учет земель в административном районе с использованием компьютерных технологий. Этапы формирования кадастрового паспорта и экономическая эффективность учета.

Подобные документы

Исследование специфических особенностей модельного подхода к финансированию и ведению государственного кадастра в Российской Федерации. Анализ методики установления основных границ земельного участка на местности. Порядок ведения кадастрового архива.

Определение границ и размеров земельного участка в случаях, когда в отношении данного участка не осуществлялся кадастровый учет. Характеристика правового режима земель населенных пунктов. Порядок изъятия земельных участков для муниципальных нужд.

Основные положения и принципы земельного права. Виды земельных правоотношений. Право собственности на землю, основания прекращения и ограничения прав. Государственный кадастровый учет земельных участков. Правовой режим земель различного назначения.

Функции государственного земельного кадастра и реестр цен на земельные участки, как его составная часть. Анализ единиц кадастрового деления территории Республики Беларусь и аспекты проведения кадастровой оценки земель (по угодью, по сельхозкультурам).

Основная цель постановки недвижимого имущества на кадастровый учет как дальнейшая регистрация прав на это имущество. Порядок решения проблем при постановке на учет ранее учтенных земельных участков с присвоенным кадастровым номером без уточнения границ.

Определение сущности, объекта и субъектов управления земельными ресурсами. Органы управления земельными ресурсами. Понятие и сущность земельного кадастра. Определение объектов государственного кадастрового учета. Кадастровое деление территории.

Система учета и регистрации земель в социалистический период развития РФ. Особенности ведения кадастрового учёта, процесс создания автоматизированной системы. Налогообложение земель в Республике Казахстан. Организация безопасности пассажирских перевозок.

Нормативно-правовые акты в области кадастра недвижимости. Выполнение кадастровых работ по межеванию земельных участков. Работа с геодезическими приборами, измерение и составление готовых межевых дел. Постановка земельных участков на кадастровый учет.

Государственный кадастр недвижимости как систематизированный свод сведений и документов об объектах кадастрового учета. Импактный мониторинг – наблюдения за состоянием земельного фонда в местах непосредственного воздействия антропогенных факторов.

Кадастровый учет как процесс ведения земельного кадастра, его цели и задачи. Основные виды земельно-кадастровой документации. Распределение земельного фонда по категориям земель. Вложения инвестиций, снижение издержек при проведении сделок с участками.

Земельные ресурсы Российской Федерации являются основой национального богатства страны, пространственным базисом, важнейшим геополитическим и стратегическим ресурсом, а также гарантией продовольственной безопасности. Россия занимает 12,9% суши земного шара, удельный вес пашни России составляет 9,5% от всех распаханных земель в мире, площадь под лесами равна почти 21% от мировых лесопокрытых территорий. Наша страна располагает 55% самых плодородных черноземных почв мира, а воронежские черноземы приняты в качестве мирового эталона плодородия почв.

Поэтому очень важно создать функциональную, юридически грамотную и эффективную структуру управления земельными ресурсами, которая позволила бы занять России по праву одно из ведущих мест в мировой экономике.

Само по себе управление земельными ресурсами представляет собой систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на сферу земельных отношений, которое позволяет достигнуть наиболее эффективного использования земельных ресурсов страны.

Одним из важнейших факторов управления земельными ресурсами является система государственного земельного кадастра, которая служит информационной основой государственного управления земельными ресурсами и экономического регулирования земельных отношений. Информационная база данных государственного земельного кадастра базируется на учетной системе земельных участков и их основных характеристик. Из-за значительных объемов информации, с которыми приходится работать, система государственного земельного кадастра является автоматизированной и ведется по единым правилам, а данные заносятся в установленные законодательством формы.

Государственный земельный кадастр занимает особое положение среди других кадастров (водного, лесного, градостроительного) и ведется по единой методике на всей территории РФ.

ГЗК – это систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета (ГКУ) земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ, и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими ЗУ объектов.

2.1.Цели создания и ведения ГЗК.

ГЗК создается и ведется в целях информационного обеспечения:

  • государственного муниципального управления земельными ресурсами;
  • государственного контроля за использованием и охраной земель;
  • мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;
  • государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • землеустройства;
  • экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;
  • установления обоснованной платы за землю;
  • иной, связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками, деятельности.

2.2.Задачи ведения ГЗК.

Основными задачами ведения ГЗК являются: сбор, систематизация, хранение, обобщение, обновление и предоставление пользователям информации о земле и размещенной на ней недвижимости.

2.3.Принципы ведения ГЗК.

Деятельность по ведению ГЗК осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • целевой и многоуровневый характер ведения ГЗК;
  • единство системы и технологии ведения ГЗК на всей территории РФ;
  • непрерывность внесения в ГЗК изменяющихся характеристик земельных участков;
  • доступность и открытость сведений ГЗК;
  • сопоставимость и совместимость сведений ГЗК со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах;
  • достоверность и точность ГЗК информации;
  • полнота сведений;
  • централизованное руководство ГЗК.

Процесс ведения ГЗК включает описание и индивидуализацию земельных участков, как объекта кадастрового учета, или присвоению объекту таких характеристик, которые позволяют однозначно выделить его из числа множества других земельных участков.

На всей территории РФ ведение ГЗК осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.

Сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристик вносятся в документы ГЗК на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий.

Сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав вносятся в Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ) на основании сведений Единого государственного реестра прав (ЕГРП) на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в ГЗК.

Сведения об экономических характеристиках земельных участках вносятся в документы ГЗК на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Сведения о территориальных зонах носятся в документы ГЗК на основании данных, полученных от органов, осуществляющих регистрацию или учет территориальных зон.

ЕГРЗ и кадастровые дела подлежат вечному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. Порядок хранения иных документов ГЗК устанавливается Правительством РФ. Основные документы ГЗК подлежат страхованию в установленном порядке.

4.1.Состав сведений и документов государственного земельного кадастра (ГЗК).

4.1.1.Состав сведений ГЗК.

ГЗК содержит сведения о:

землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправление;

землях и границах субъектов РФ;

землях и границах РФ.

Указанные сведения содержатся в ГЗК в объеме, необходимом для осуществления государственного управления земельными ресурсами.

4.1.2.Состав документов ГЗК.

Документы ГЗК подразделяются на основные, вспомогательные и производные документы.

К основным документам ГЗК относятся ЕГРЗ, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы) ДКК.

К вспомогательным документам ГЗК относятся книги учета документов, книги учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети.

К производным документам ГЗК относятся документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности РФ, собственности субъектов РФ, собственности муниципального образования, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, производные кадастровые карты (планы), иные справочные и аналитические документы.

Состав документов ГЗК и порядок их ведения устанавливается федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами.

4.2.Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ).

ЕГРЗ представляет собой документ, который предназначен для проведения государственного кадастрового учета (ГКУ) земельных участков. ЕГРЗ содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках.

В ЕГРЗ содержатся следующие основные сведения о земельных участках:

  • кадастровые номера;
  • местоположение (адрес);
  • площадь;
  • категория земель и разрешенное использование земельных участков;
  • описание границ земельных участков, их отдельных частей;
  • зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения);
  • экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю;
  • качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель;
  • наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.

Моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта ГКУ в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в ЕГРЗ.

4.3.Кадастровое дело.

Кадастровое дело представляет собой совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта ГКУ.

Документы, содержащиеся в кадастровом деле, является основанием для внесения соответствующих сведений о земельном участке в ЕГРЗ.

4.4.Кадастровая карта (план).

Кадастровая карта представляет собой карту (план), на которой в графической и текстовой формах воспроизводится сведения, содержащиеся в ГЗК. В зависимости от состава воспроизведенных сведений и целей их использования кадастровые карты могут быть кадастровыми картами земельных участков и производными кадастровыми картами (планами).

Кадастровые карты земельных участков воспроизводят в графической и текстовой формах сведения о земельных участках.

Дежурные кадастровые карты воспроизводят в графической и текстовой формах сведения о местоположении земельных участков и территориальных зон.

Производные кадастровые карты воспроизводят в графической и текстовой формах обобщенные сведения о земельном фонде, об экономических, о социальных, о природных и об иных связанных с землей процессах.

5.1. Понятие кадастрового деления территории.

Кадастровое деление территории РФ осуществляется в целях присвоение земельным участкам кадастровых номеров.

Единицами кадастрового деления территории РФ являются кадастровые округа, кадастровые районы, кадастровые кварталы.

Результатом кадастрового деления является создание документов в структуре ГЗК, обеспечивающих государственный кадастровый учет земельных участков и определение их местоположения.

Под кадастровым делением понимается административное деление РФ для целей нумерации земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости.

Порядок кадастрового деления территории РФ, а также порядок присвоения кадастровых номеров земельным участкам устанавливается Правительством РФ.

5.2. Кадастровый номер земельного участка, его структура.

Кадастровый номер земельного участка – уникальный, неповторяющийся во времени и на территории РФ номер земельного участка, который присваивается ему при осуществлении кадастрового учета в соответствии с процедурой установленной законодательством РФ и сохраняется, пока данный земельный участок существует как единый объект зарегистрированного права.

gotovaya_kursovaya_1.doc

Специальные последствия нецелевого использования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо для жилищного или иного строительства, предусмотрены ст.284 ГК.

Статья 261 ГК РФ регламентирует статус земельного участка как объекта права собственности. Пункт 1 статьи 261 ГК РФ предусматривает, что территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основании документов, выдаваемых собственнику земельного участка государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.

Сведения о территориальных границах земельного участка содержатся в едином государственном реестре земель (ЕГРЗ), который в соответствии со ст.14 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» представляет собой документ, предназначенный для проведения государственного кадастрового учета земельных участков. В ЕГРЗ содержатся следующие основные сведения о земельных участках: кадастровые номера, местоположение (адрес), площадь, категории земель и разрешенное использование земельных участков, описание границ земельных участков и их отдельных частей, зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения), экономические характеристики, в т.ч. размер платы за землю, качественные характеристики, в т.ч. показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель, наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками. Моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах считается дата внесения соответствующей записи в ЕГРЗ.

В соответствии с п.2 ст.8 Закона о земельном кадастре органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, обязаны предоставлять сведения государственного земельного кадастра заинтересованному лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу, предъявившему документы, подтверждающие государственную регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).

В соответствии с п.1 ст.17 Закона о регистрации прав на недвижимость обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, является план земельного участка с указанием его кадастрового номера. 5 В соответствии со ст.16 Закона о земельном кадастре кадастровая карта (план) представляет собой карту (план), на которой в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.

Пункт 2 статьи 261 ГК определяет объем правомочий собственника земельного участка в отношении находящихся в границах этого участка поверхностного (почвенного) слоя, замкнутых водоемов и находящихся на нем леса и растений.

В соответствии со ст.34 Водного кодекса Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня 2003 г.) в Российской Федерации устанавливается государственная собственность на водные объекты. Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты. Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 40 ВК допускает возможность нахождения в собственности граждан и юридических лиц обособленных водных объектов (замкнутых водоемов) — небольших по площади и непроточных искусственных водоемов, не имеющих гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры обособленных водных объектов определяются земельным законодательством РФ.

В соответствии со ст.19 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 25 июля, 24 декабря 2002 г.) лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.

Однако в соответствии со ст.11 ЛК в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная на: землях сельскохозяйственного назначения, в т.ч. землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства; землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог); землях населенных пунктов (поселений), в т.ч. предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов); землях водного фонда (на полосах отвода каналов); землях иных категорий.

Статья 20 ЛК предусматривает, что древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит им на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом.

Владение, пользование и распоряжение указанной древесно- кустарниковой растительностью осуществляются собственником в соответствии с требованиями лесного законодательства и законодательства о растительном мире.

Древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, является их собственностью, которой они владеют, пользуются и распоряжаются по своему усмотрению.

Пункт 3 статьи 261 ГК РФ определяет правомочия собственника в отношении использования по своему усмотрению всего, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено законодательством о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

В соответствии со ст.19 Закона Российской Федерации «О недрах» (в ред. от 3 марта 1995 г.) (с изменениями от 10 февраля 1999 г., 2 января 2000 г., 14 мая, 8 августа 2001 г., 29 мая 2002 г., 6 июня 2003 г.) собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 м, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.

В соответствии со ст.11 Закона о недрах все иные виды использования недр осуществляются на основании лицензии. Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции также оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на основании соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (с изменениями от 7 января 1999 г., 18 июня 2001 г., 6 июня 2003 г.) и законодательством о недрах. 6

Лицензия — это документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего производства и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Основные ограничения правомочий собственника земельного участка по использованию воздушного пространства, находящегося над поверхностью его участка, регулируются законодательством об охране окружающей среды. 7 Таким образом можно отметить, что земля является специфическим объектом права собственности, имеющего свои специфические особенности.

ГЛАВА 3. НАСЛЕДОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Статья 1181 ГК РФ определяет порядок наследования земельных участков. Принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных ГК. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.

При наследовании земельного участка или права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения.

В данном параграфе мы рассмотрим вопросы, касающиеся наследования земельных участков, находящихся в пожизненном наследуемом владении и в пожизненном пользовании, т.к. в юридической практике это имеет огромное значение, т.к. мы увидим из следующего параграфа, что лица имеющие участки в пожизненном наследуемом владении и пожизненном пользовании, имеют право их бесплатного приобретения в собственность.

Положения этой статьи — новелла ГК, так как до недавнего времени земля не была объектом, который мог переходить по наследству.

Статья регламентирует переход по наследству земельных участков, принадлежавших наследодателю на праве собственности либо на праве пожизненного наследуемого владения. Формулировка ч.1 представляется крайне неудачной. Из нее можно сделать выводы, что, во-первых, право пожизненного наследуемого владения принадлежит на праве собственности, во-вторых, что именно это право, а не сам земельный участок, входит в состав наследства.

Итак, статья 1181 ГК регламентирует только ситуации, когда земельный участок принадлежал наследодателю на праве собственности или на праве пожизненного наследуемого владения. 8 Это положение нуждается в двух комментариях. Во-первых, право пожизненного наследуемого владения, в российском дореволюционном праве – чинш, является ограниченным вещным правом и определено ст.265-267, содержащимися в главе 17 ГК РФ. Кроме того, глава 17 (ст.268-270 ГК) устанавливает еще одно ограниченное вещное право на землю, которым может обладать физическое лицо — право постоянного пользования. Это право не предполагает переход земельного участка по наследству и поэтому не упоминается в статье 1181 ГК.

Во-вторых, в соответствии с Земельным кодексом, вступившим в силу 30 октября 2001 г гражданам земельные участки ни в пожизненное наследуемое владение, ни в постоянное пользование передаваться больше не будут. Положения статьи 1181 актуальны для ситуаций, когда отношения пожизненного наследуемого владения возникли до 30 октября 2001 г.

Владелец земельного участка на праве пожизненного наследуемого владения может, как и собственник, передавать его как по завещанию, так и по закону.

При этом следует учитывать, что в силу п.2 ст.266 ГК владелец земельного участка на праве пожизненного наследуемого владения может, если иное не вытекает из условий пользования земельным участком, установленных законом, возводить на нем здания и сооружения, приобретая на них право собственности, подобное положение установлено п.2 ст.269 ГК применительно к праву постоянного пользования.

Следовательно, возможно наследование разными лицами земельного участка и строений на нем, что повлечет за собой необходимость определения правил пользования земельным участком собственником строения, в частности, в соответствии с п.1 ст.271 ГК.

Часть 2 статьи 1181 устанавливает, что при переходе по наследству земельного участка, принадлежавшего наследодателю на праве собственности или пожизненного наследуемого владения, переходят также находящиеся в границах этого участка поверхностный почвенный слой, замкнутые водоемы, лес и растения.

Наследники принимают указанное имущество по общим правилам установленным в ст.1152-1155 ГК, каких-либо специальных разрешений не требуется. Поскольку это правило записано в законе, мы можем сделать вывод: при наследовании положения п.3 ст.129 ГК РФ соблюдаются.

В литературе поставлены два очень важных дискуссионных вопроса, касающиеся наследования земельных участков.

Во-первых, на практике может возникнуть ситуация, когда наследодатель, начав оформление документов по предоставлению земельного участка в собственность, умер, не получив свидетельство о праве собственности. Учитывая существующую практику в области приватизации жилья, в соответствии с которой наследники имеют право завершить приватизацию, начатую наследодателем (ст.1112 ГК), так же должен решаться и вопрос наследования земельных участков. С этим можно согласиться, уточнив, что наследники могут претендовать на земельный участок, оформление которого в собственность не было закончено наследодателем, только если на основании представленных наследодателем документов ему не могло быть отказано в получении права собственности на земельный участок.

Во-вторых, некоторые авторы считают, что наследники должны получить земельный участок и тогда, когда наследодатель никаких действий для получения земли в собственность не предпринимал, а владел участком на праве постоянного пользования. Обосновывается такая позиция тем, что на земельном участке могли находиться постройки, плодово-ягодные насаждения, водоемы и т.п. Поскольку наследники могут не иметь возможности арендовать участок либо купить его в собственность, «за наследником как по завещанию, так и по закону следует признавать право либо бесплатно приватизировать участок, которым умерший владел на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо (исходя из общего принципа: кто вправе на большее, то вправе и на меньшее) переоформить его на себя на праве пожизненного наследуемого владения».


Статьи по теме