Доклад о Афанасии Никитине

Доклад о Афанасии Никитине.rar
Закачек 2195
Средняя скорость 9785 Kb/s
Скачать

Доклад о Афанасии Никитине

Краткое сообщение об Афанасии Никитине, русском путешественнике из Твери, купце и писателе изложено в этой статье.

Афанасий Никитин: доклад

Дата, когда родился Афанасий Никитин, не является достоверно известной. С точностью можно утверждать, что он появился на свет в 1442 году в семье крестьянина. О его жизни мало что известно. В молодом возрасте он уже был купцом, посещая с торговыми визитами Литву, Крым и Византию. Некоторые историки считают, что Никитин являлся тайным лазутчиком и дипломатом тверского Великого князя Михаила Борисовича.

Преследуя коммерческую цель, в 1466 году русский купец Афанасий Никитин снабжает экспедицию и отправляется по Волге исследовать новые восточные земли. Но прежде, добравшись до Москвы, он вместе с татарским караваном прибывает в Астрахань. Их обокрали и все пошло не так гладко, как ожидалось. Разорившись, русский путешественник Афанасий Никитин решил заняться мелкой, посреднической торговлей, дабы наладить свои дела. Подкопив нужную сумму, он с новым рвением отправился дальше. Так и началось его новое морское путешествие к новым землям.

Какие моря пересек Афанасий Никитин в поисках Индии? Он покорил Черное и Каспийское моря, а также Индийский океан, достигнувши при этом берегов Африки, Персии и Индии. Путешественник подолгу останавливался в поселениях на пути, занимаясь торговлей и изучая языки, на котором говорят местные. В 1469 году он прибыл в портовой город Ормуз, где пересекаются торговые пути Малой Азии, Египта, Индии и Китая. Купив арабского жеребца с надеждой его перепродать в индии, он сел на корабль и отправился в индийский городок Чаул. Плаванье заняло полтора месяца. Индия произвела на Никитина сильнейшее впечатление. Купец все детали пытался записывать в свой дневник, издав по прибытию домой книгу «Хождение за три моря». В ней он описал все об этой удивительной стране – от быта до религии, от вооружений армии до государственного строя.

К слову, продать арабского жеребца ему не удалось в Чауле и он отправился дальше по стране. Никитин посетил верховья реки Сины, Джуннар. Остановившись здесь, купец в подробностях описал сельскохозяйственную деятельность и виноделие, основой которого были кокосовые орехи. Дальше путешественник отправился в Алланд на ярмарку, Бидар и Парват. Только в 1471 году ему удалось продать скакуна, купленного в Ормузе.

На обратном пути домой, Афанасий Никитин посетил восточную Африку, Иран и Кафу. Но добраться в Тверь ему не судилось. Умер русский путешественник в 1474 (1475) году около Смоленска при странных обстоятельствах.

Надеемся, что сообщение про Афанасия Никитина помогло Вам подготовиться к занятиям. А свой доклад про Афанасия Никитина Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

(год рождения неизвестен — 1474/75)

Осенью 1466 г. из Москвы на родину возвращался посол Ширванского ханства. Об этом узнал русский купец из Твери Афанасий Никитин. Ханство лежало на юго-западном берегу Каспийского моря и торговало со многими странами Востока. Никитин решил присоединиться к каравану посла и поехать в Ширван торговать. С послом путешествовать безопаснее. У него есть охрана, ему дают грамоты на проезд. Афанасий Никитин снарядил два корабля и вместе с другими купцами поплыл в Нижний Новгород. Здесь он дождался посла и двинулся с ним вниз по Волге.

Много приключений ожидало путешественников. На них напали татары и разграбили товар. Один из кораблей во время бури на Каспийском море выбросило на берег, и купцы, плывшие на нем, попали в плен. Никитину повезло: на корабле посла он добрался до Ширвана. Почти год пробыл он там, пока не выручил из плена товарищей. А потом решил попытать счастья в других странах. Вернуться на родину он не мог: для торговли взял много товаров в долг. Никитин был любознателен, и рассказы купцов о далеких странах волновали его воображение, звали в путь. Заработав в Баку немного денег, он переправился на южный берег Каспийского моря, в Персию. По древнему караванному пути он добрался до города Ормуза, расположенного на берегу Персидского залива. Там пересекались торговые пути из Индии, Китая, Египта, Малой Азии. В Ормузе Никитина поражало все: жара, сильный знойный ветер, верблюды, навьюченные бурдюками с пресной водой, обычай покрывать коврами и циновками раскаленные камни мостовых. Отсюда в Индию вывозили породистых лошадей: там они очень ценились. Никитин купил хорошего коня и на большом судне — таве, построенном без гвоздей, поплыл через Аравийское море в Индию. Трудным и опасным было это шестинедельное плавание. Высадился Никитин в городе Чауле (южнее современного Бомбея).

Началось его почти трехлетнее странствие по Индии. Все, чему он был свидетелем, он заносил в дневник: он писал о темнокожих длинноволосых жителях, о том, что богатые одеваются роскошно, а простой народ ходит почти нагим, о пышных выездах султана — его сопровождало тысячное войско и 300 слонов в золоченых покрывалах. Никитин и сам вызывал любопытство. За ним ходили толпами, разглядывали его необычную одежду, белое лицо, русые волосы. Многое повидал путешественник. Он заметил, что звезды на небе Индии расположены иначе, чем над Русью. Никитин подружился со многими семьями индийцев, в своих записках рассказал об их обычаях и нравах, обустройстве государства, о религии. Все чаще вспоминалось ему Родина. «Нет в мире страны, подобной ей», — думал он. И в начале 1472 г. он двинулся в обратный путь. Третье море пересек он на корабле — Черное море (первым было Каспийское, вторым — Аравийское). Месяц буря трепала корабль, пока он наконец не добрался до Кафы (ныне город Феодосия).

Здесь Афанасий Никитин встретил русских купцов и вместе с ними отправился в Тверь, но по дороге, недалеко от Смоленска, умер. Так закончилось «хожение за три моря» Афанасия Никитина. Тетрадь с его записями купцы передали в Москву, главному дьяку царя Ивана III. Дьяк распорядился включить эти записи в летопись. Афанасий Никитин был одним из первых европейцев, который правдиво и подробно рассказал о далекой Индии, подружился со многими ее жителями, изучил их обычаи и нравы. Его «Хожение за три моря» — замечательный памятник русской литературы. Оно переведено на многие языки мира. В Твери на берегу Волги стоит памятник отважному русскому путешественнику.

Афанасий Никитин — русский путешественник, купец и писатель, родился в 1442 году (дата не является документально подтверждённой) и скончался в 1474 или в 1475 году близ Смоленска. Родился в семье крестьянина Никиты, так что Никитин это, строго говоря, не фамилия путешественника, а его отчество: в то время у большинства крестьян не было фамилий.

В 1468 году предпринял экспедицию в страны Востока и побывал в Персии, Индии и Африке. Описал своё путешествие в книге «Хождение за три моря».

Афанасий Никитин — Биография

Афанасий Никитин, биография которого известна историкам лишь частично, родился в городе Тверь. Достоверных сведений о его детстве и юности не существует. Известно, что в довольно молодом возрасте он стал купцом и посещал по торговым делам Византию, Крым, Литву и другие страны. Его коммерческие предприятия были довольно успешны: он благополучно возвращался на родину с заморским товаром.

Он получил от Великого князя Твери Михаила Борисовича грамоту, которая позволяла ему развернуть обширную торговлю в районе нынешней Астрахани. Некоторым историкам этот факт позволяет считать тверского купца тайным дипломатом и лазутчиком Великого князя, но документальных свидетельств этому предположению нет.

Афанасий Никитин начал своё путешествие весной 1468 года, отправившись водным путём мимо русских городов Клязьмы, Углича и Костромы. По плану, достигнув Нижнего Новгорода, караван первопроходца должен был из соображений безопасности присоединиться к другому каравану, который вёл Василий Папин, московский посол. Но караваны разминулись — Папин уже ушёл на юг, когда Афанасий прибыл в Нижний Новгород.

Тогда он дождался прибытия из Москвы татарского посла Хасанбека и уже с ним и другими купцами пошёл к Астрахани на 2 недели позже, чем было запланировано. Отправляться в плаванье одиночным караваном Афанасий Никитин посчитал опасным — в то время вдоль берегов Волги хозяйничали татарские банды. Караваны судов благополучно прошли Казань и ещё несколько татарских поселений.

Но уже перед самым прибытием в Астрахань караван был ограблен местными разбойниками — это были астраханские татары под предводительством хана Касима, которого не смутило даже присутствие своего соотечественника Хасанбека. Разбойники отобрали у купцов весь товар, купленный, кстати сказать, в кредит. Торговая экспедиция была сорвана, два судна из четырёх Афанасий Никитин потерял. Дальше всё складывалось тоже не лучшим образом. Два оставшихся судна попали в Каспийском море в шторм, и их выбросило на берег. Возвращение на родину без денег и товара грозило купцам долговой ямой и позором.

Тогда купец решил поправить свои дела, вознамерившись заняться посреднической торговлей.

Так началось знаменитое путешествие Афанасия Никитина, описанное им в своём литературном труде «Хождение за три моря».

Сведения о путешествии Афанасия Никитина

Персия и Индия

Через Баку Никитин отправился Персию, в область под названием Мазандеран, затем перебрался через горы и двинулся дальше на юг. Путешествовал он без спешки, подолгу останавливаясь в селениях и занимаясь не только торговлей, но и изучая местные языки. Весной 1469 года он прибыл в Ормуз — большой портовый город на пересечении торговых путей из Египта, Малой Азии (Турции), Китая и Индии.

Товары из Ормуза были уже известны в России, особенно славился ормузский жемчуг. Узнав, что из Ормуза экспортируют в города Индии лошадей, которых там не разводят, Афанасий Никитин решился на рискованное коммерческое предприятие. Купил арабского жеребца и в надежде хорошо перепродать его в Индии сел на корабль, отправляющийся в индийский город Чаул.

Плавание заняло 6 недель. Индия произвела на купца сильнейшее впечатление. Не забывая о торговых делах, по которым он, собственно, сюда и прибыл, путешественник увлёкся этнографическими исследованиями, подробно записывая увиденное им в свои дневники. Индия предстаёт в его записях чудесной страной, где всё не так, как на Руси, «а люди ходят всё чёрные да нагие». Афанасия поражало то, что почти все жители Индии, даже небогатые, носят золотые украшения. К слову, сам Никитин тоже поразил индийцев — местным жителям редко доводилось раньше видеть здесь белых людей.

Однако, выгодно продать жеребца в Чауле не удалось, и он отправился вглубь страны. Он побывал в небольшом городке в верховьях реки Сины, а затем отправился в Джуннар.

В своих путевых заметках Афанасий Никитин не упускал бытовых подробностей, а также описывал местные обычаи и достопримечательности. Это было едва первое правдивое описание быта страны не только для Руси, но даже и для всей Европы. Путешественник оставил записи о том, какую пищу здесь готовят, чем кормят домашних животных, как одеваются и каким товаром торгуют. Описан даже процесс изготовления местных хмельных напитков и обычай индийских хозяек дома спать с гостями в одной постели.

В крепости Джуннар пришлось задержаться уже не по своей воле. «Джуннарский хан», отобрал у него жеребца, когда узнал, что купец не басурманин, а пришелец из далёкой Руси, и выставил иноверцу условие: или тот переходит в исламскую веру, или не только не получит коня, но и будет продан в рабство. Хан дал ему 4 дня на размышление. Русского путешественника спас случай — ему встретился старый знакомый Мухаммед, который поручился перед ханом за чужестранца.

В течение 2 месяцев, проведённых тверским купцом в Джуннаре, Никитин изучал сельскохозяйственную деятельность местных жителей. Он увидел, что в Индии пашут и сеют пшеницу, рис и горох в сезон дождей. Описывает он и местное виноделие, в котором в качестве сырья используются кокосовые орехи.

После Джуннара он посетил город Алланд, где действовала большая ярмарка. Купец намеревался продать здесь своего арабского скакуна, да снова не получилось. На ярмарке и без его жеребца было множество хороших коней для продажи.

Лишь в 1471 году Афанасию Никитину удалось продать своего коня, да и то без особой выгоды для себя, а то и с убытком. Это случилось в городе Бидар, куда путешественник прибыл, пережидая в других поселениях сезон дождей. Он остановился в Бидаре надолго, сдружившись с местными жителями.

Русский путешественник рассказал им о своей вере и своей земле, индусы тоже многое поведали ему о своих обычаях, молитвах, семейном укладе. Множество записей в дневниках Никитина касаются вопросов религии индийцев.

В 1472 году он прибыл в город Парват, священное место на берегу реки Кришны, куда со всей Индии шли верующие на ежегодные празднества, посвящённые богу Шиве. Афанасий Никитин отмечает в дневниках, что это место имеет для индийских брахманов такое же значение, как для христиан Иерусалим.

Тверской купец путешествовал по Индии ещё полтора года, изучая местные нравы и пытаясь вести торговые дела. Однако коммерческие начинания путешественника потерпели крах: товара, подходящего для вывоза из Индии на Русь он так и не нашёл.

Африка, Иран, Турция и Крым

На обратном пути из Индии Афанасий Никитин решил посетить восточное побережье Африки. Согласно записям в дневниках, в Эфиопских землях ему едва удалось избежать ограбления, откупившись от разбойников рисом и хлебом.

Затем он вернулся в город Ормуз и двинулся через Иран, в котором шли военные действия, на север. Он миновал города Шираз, Кашан, Эрзинжан и прибыл в Трабзон (Трапезунд), турецкий город на южном берегу чёрного моря. Казалось, возвращение близко, но тут удача снова отвернулась от путешественника: он был взят под арест турецкими властями как иранский шпион и лишён всего оставшегося имущества.

По словам самого путешественника, дошедшим до нас в виде записей, всё, что осталось у него на тот момент — это сам дневник, да желание вернуться на Родину.

Ему пришлось занять под честное слово денег на дорогу до Феодосии, где он намеревался встретить купцов-соотечественников и с их помощью отдать долги. В Феодосию (Кафу) он смог добраться только осенью 1474 года. Зиму Никитин провёл в этом городе, завершив записки о своём путешествии, а весной отправился по Днепру обратно в Россию, в родной город Тверь.

Однако вернуться туда ему было не суждено — он скончался в городе Смоленске при неизвестных обстоятельствах. Скорее всего, годы скитаний и перенесённых путешественником лишений подорвали его здоровье. Спутники Афанасия Никитина, московские купцы привезли его рукописи в Москву и передали их дьяку Мамыреву, советнику царя Ивана III. Позже записи были включены в летописи 1480 года.

В XIX веке эти записи были обнаружены русским историком Карамзиным, который и опубликовал их в 1817 году под авторским заглавием. Три моря, упоминаемых в названии труда — это Каспийское море, Индийский океан и Чёрное море.

Открытия Афанасия Никитина

Купец из Твери оказался в Индии задолго до прибытия туда представителей европейских государств. Морской путь в эту страну был открыт португальским купцом Васко да Гама на несколько десятков лет позже, чем туда пришел русский торговый гость Афанасий Никитин. Что он открыл в далёких землях и почему его записи представляют для потомков такую ценность?

Хотя коммерческая цель, которая побудила первопроходца на столь опасное путешествие, не была достигнута, результатом странствий этого наблюдательного, талантливого и энергичного человека явилось первое реальное описание неведомой далёкой страны. До этого в Древней Руси сказочная страна Индия была известна лишь по легендам и литературным источникам того времени.

Человек XV века увидел легендарную страну своими глазами и сумел талантливо рассказать об этом своим соотечественникам. В своих записях путешественник пишет о государственном строе Индии, религиях местного населения (в частности о «вере в буты» — так Афанасий Никитин услышал и записал имя Будды, священное для большинства жителей Индии того времени).

Он описал торговлю Индии, вооружение армии этой страны, рассказал об экзотических животных (обезьянах, змеях, слонах), местных нравах и представлениях индийцев о морали. Записаны им и некоторые индийские легенды.

Русским путешественником описаны также города и местности, в которых он сам не побывал, но о которых слышал от индийцев. Так, он упоминает Калькутту, остров Цейлон и Индокитай, места, которые в то время были ещё совершенно неизвестны русскому человеку. Сведения, тщательно собранные первопроходцем, позволяют нам сегодня судить о военных и геополитических устремлениях индийских правителей того времени, состоянии их армий (вплоть до числа боевых слонов и количества колесниц).

Его «Хождение за три моря» было первым текстом подобного рода в русской литературной словесности. То, что он не описывал только лишь святые места, как это делали паломники до него, придаёт сочинению неповторимое звучание. В поле его внимательного зрения попадают не объекты христианской веры, а люди с другой религией и другим укладом жизни. Его записки лишены какой-либо официальности и внутренней цензуры, и этим особенно ценны.

Рассказ об Афанасии Никитине и его открытиях — видео

Карта путешествия Афанасия Никитина

Путешествие Афанасия Никитина началось в Твери, оттуда маршрут пролегал по реке Волге через Нижний Новгород и Казань до Астрахани. Затем первопроходец побывал в Дербенте, в Баку, в Сари, после чего двинулся по суше через Персию. Добравшись до города Ормуз, он снова сел на корабль и прибыл на нём в индийский порт Чаул.

В Индии он посетил в пеших странствиях множество городов, среди которых Бидар, Джуннар и Парват. Далее по Индийскому океану он приплыл в Африку, где провёл несколько дней, а потом — опять же водным путём вернулся в Ормуз. Далее пешим ходом через Иран он пришёл в Трапезунд, оттуда добрался до Крыма (Феодосия).


Статьи по теме