Дневник Преддипломной Практики Психолога в Школе

Дневник Преддипломной Практики Психолога в Школе.rar
Закачек 1172
Средняя скорость 4908 Kb/s
Скачать

Дневник Преддипломной Практики Психолога в Школе

Последние новости

Самое популярное

Дневник психолого-педагогической практики

Содержание деятельности

Составление индивидуального плана работы на время практики.

Соотнесение плана работы с требованиями к отчетной документации.

Социально-психологическое изучение коллектива 11 класса, методом социометрии, обработка результатов, оформление в виде характеристики классного коллектива (Приложение 2)

По результатам диагностики составлена социометрическая матрица и социограмма. Явных лидеров классного коллектива не выявлены, выявлены изолированные дети (имеющие отрицательный социометрический статус). Классный коллектив состоит из четырех группировок, они не враждуют между собой, между ними есть взаимные выборы. Достаточно взаимных выборов и между девочками и мальчиками.

Подбор методик для исследования мотивационно-ценностной сферы. (Приложение 3)

Цель диагностики – выявить у учащихся уровень развития учебно-познавательной мотивации.
Для определения мотивационно-ценностной сферы использовали:
Шкала оценки потребности в достижении. Опросник предназначен для измерения уровня мотивации достижения. Содержит 22 утверждения определяющих мотивационно ценностную сферу.
Методика взята из книги Карелин А. – «Большая энциклопедия психологических тестов».
Подготовлен раздаточный материал.

Подбор методик для исследования познавательной сферы учащейся. (Приложение 4)

Подобрана методика «Школьный тест умственного развития» (ШТУР), форма А (из книги Е. И. Рогова «Настольная книга практического психолога»).
Подготовлен раздаточный материал.
Цель диагностики: определить умственное развитие учащегося юношеского возраста.

Подбор методик для исследования эмоционально-волевой сферы. (Приложение 5)

1. Личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, 1953) Адаптирован Т. А. Немчиным (1966 г.). Опросник содержит 50 утрержнений позволяющих оценить уровень тревожности.
2. Опросник «Ваш темперамент». Цель диагностики: определить преобладающий тип темперамента. Использованная литература: А. В. Батаршев «Психологическая диагностика».

Подбор методик для исследования уровня самооценки. (Приложение 6)

Тест на выявление уровня самооценки. Карелин А. — Большая энциклопедия психологических тестов

Подбор методики для определения направленности деятельности. (Приложение 7)

Методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии». Литература: А. Карелин «Большая энциклопедия психологических тестов». Методика предназначена для отбора на различные типы профессий.

Подбор методик для исследования коммуникативной сферы. (Приложение 8)

  1. Тест КОС – 1 (источник: А. Карелин «Большая энциклопедия психологических тестов»). Предназначен для исследования коммуникативных и организаторских способностей.
  2. Тест оценки коммуникативных умений (умение слушать)

Проведение тестирования для исследования мотивационно-ценностной сферы.

Испытуемый четко понимает инструкции, заинтересован заданиями, ответы дает быстро и аккуратно.

Проведение тестирования по выбранной методике (ШТУР)

Тест включает шесть наборов заданий (субтестов): «осведомленность» (два субтеста), «аналогии», «классификация», «обобщение», «числовые ряды». Испытуемая поочередно отвечала по каждому бланку теста. Работала увлеченно, заинтересованно. В моменты затруднений при выборе ответа нервничала, но, находя нужное решение, успокаивалась, и с увлечением продолжала работу.

Проведение диагностики по подобранным методикам для исследования эмоционально-волевой сферы.

Испытуемая ознакомилась с инструкциями предложенных методик и начала работать. Работал собранно и увлеченно.

Проведение тестирования коммуникативной сферы по выбранной методике.

Перед началом тестирования испытуемый был ознакомлен с инструкцией, затем он приступил к работе.

Проведение диагностики с целью определения уровня самооценки с помощью опросника.

Опросник состоит из вопросов ориентированных на самоощущения. На тестовом бланке расположены вопросы, на которые испытуемый ответил, изучив предварительно инструкцию.

Проведена методика для определения направленности деятельности.

Методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии». Состоит из утверждений которые определяют направленность деятельности. Испытуемый отнесся к данному исследованию с большим интересом.

Анализ проведенного тестирования по исследованию мотивационно-ценностной сферы, обработка результатов и выводы.

По результатам опросника испытуемый набрал 12 баллов, что свидетельствует о среднем уровне потребности достижения. В связи с чем у испытуемого могут возникать сложности с обучением.

Анализ проведенного тестирования по исследованию познавательной сферы учащейся, обработка результатов и выводы в соответствии с выбранной методикой.

Задания:
№ 1 – 14
№ 2 – 19
№ 3 – 13
№ 4 – 13
№ 5 – 23
№ 6 – 14
69,6% — уровень успешности.

Анализ и интерпретация полученных результатов проведенного тестирования по исследованию эмоционально-волевой сферы, обработка результатов и выводы.

1. Испытуемый набрал 29 баллов, что свидетельствует о высоком уровне тревожности.
2. В большей степени преобладает тип темперамента – меланхолик.
Педагогам следует уделять больше внимание этому ребенка.

Обработка и анализ результатов тестирования коммуникативной сферы.

Испытуемый, получил оценку 1, — это люди с низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. В связи с чем был проведен тест оценки коммуникативных умений, для проверки умения слушать, уровень оказался высоким 74%, это говорит о том, что испытуемому нужно уделять больше внимания для того что бы повысить уровень коммуникабельности.

Обработка результатов исследования самосознания.

Испытуемый набрал 26 баллов. Это значит, что испытуемый находится в согласии с собой, знает себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми.
Тип темперамента: меланхолик и флегматик набрал одинаковое количество баллов, что объясняет хороший уровень самооценки.

Обработка данных и анализ результатов исследования деятельностной сферы.

Испытуемый в большей степени склонен к «человек – художественный образ» 75% Данные типы профессий, связаны с творческой деятельностью, креативностью, модой, живописью, искусством.

Обсуждение результатов индивидуально-психологического обследования, обобщение их и написание заключения совместно с психологом.

В заключении перечисляются результаты, полученные по всем методикам. Они обобщаются и составляется заключение в виде психологического карты испытуемого.

Обсуждение и оформление в виде конспекта самостоятельной профориентационной консультации. (Приложение 7,11)

Цель профориентационной консультации – оказание помощи в профессиональном самоопределении учащегося. В результате такой работы у старшеклассников вырабатывается навык целеполагания и планирования.

Обсуждение и оформление в виде конспекта индивидуально-развивающего занятия по развитию мышления младшего школьника. (Приложение 9)

Если подобные индивидуально-развивающие занятия проводятся в системе, то у младшего школьника формируется наглядно действенное, образно действенное, словесно логическое и абстрактно логическое мышление.

Обсуждение и оформление в виде конспекта лекции «Что такое лидер и лидерство» и тренинговой программы для старшеклассников по уверенности в себе. (Приложение 10)

В результате формируется понимание, что склонность вести себя как лидер может быть полезным обществу, а значит быть востребован в социуме. В результате тренингового занятия происходит собственное понимание лидерства.

Самостоятельное проведение индивидуальной профконсультации с учащимся 10-го класса.

На момент проведения консультации юноша не имел профессионального плана. Были определены основные профессиональная готовность, профессиональные предпочтения. В результате совместного обсуждения была определена конкретная профессия и намечен план подготовительных мероприятий.

Самостоятельное проведение индивидуально-развивающего занятия по развитию мышления с учащимся 4 «Б» класса.

Несмотря на всю сложность проведения, удалось провести занятие до конца благодаря интересно подобранных упражнений и игр. Школьнику понравилось занятие, что позволит проводить его систематически.

Самостоятельное проведение тренингового занятия по уверенности в себе. «Лидер и его команда»

Трудность заключалась в том, что поначалу старшеклассники были довольно пассивны, но когда в форме мозгового штурма стали давать определения лидерства заметно активизировались, стали проявлять творчество.

Наблюдение за проведением психологом лекции в 4 «А» классе «Зачем человеку нужна воля?».

  • дать понятие о важной особенности личности — о воле;
  • способствовать развитию воли у младших школьников.

Проводилась беседа о значении воли. Которая позволяет сформирмировать понимание, что такое волевое усилие, как важно вовремя сказать «нет», почему необходимо воспиты­вать силу воли.

Наблюдение за проведением лекции «Почему одни люди умнее других».

  • в доступной форме дать понятие «ум» и «мышление»;
  • обосновать, почему одни люди умнее других.

Проводилась лекция путем анализа проблемной ситуации «Почему одни люди умнее других?».
Формируется видение о внутренней и внешней речи, рассматривается отличие мышления человека от мышления животного.
В ходе урока использовалась опорная схема, решались логические задачи.
Подводили итоги, учащиеся делали выводы, отвечая на вопрос: «Почему же одни люди умнее, чем другие?».

Самостоятельное проведение лекционного занятия «Что такое лидер и лидерство?»

Цель изучение понятий лидер и лидерство. Лекция проводилась в форме монологического высказывания.

Министерство образования и науки

филиал федерального государственного бюджетного

высшего профессионального образования

«Тюменский государственный университет» в г. Тобольске

Кафедра теоретической и практической психологии

Дневник психологической практики

Выполнил: Студент 2 курса

заочной формы обучения

Профиль «Физическая культура»

Гаврилов Александр Сергеевич

Кожевникова Эльвира Петровна

Дневник студента – практиканта 2-го курса (заочная форма)

ФИО студента Гаврилов Александр Сергеевич Курс 2

Адрес школы МАОУ «Ярковская СОШ» с. Ярково, ул.Полевая,9

ФИО школьного психолога Ганихина Н.А.

ФИО классного руководитель Курманбакова Р.Р.

Сроки практики с 14 по 19 декабря 2015 года

1.- Знакомство со школой; работой школьного психолога; классным руководителем; классом; выбор испытуемого.

2.Беседа со школьным психологом (содержание работы школьного психолога, основные направления работы);

3. знакомство с классом и классным руководителем. Беседа с классным руководителем о жизни класса

4.Наблюдение класса на уроках: общение учеников друг с другом на уроке и на переменах, эмоциональный климат в классе.

1. Составление социально-психологической характеристики класса

2. Психологическое наблюдение внимания, эмоционально-волевого состояния учащихся на уроке

3. Психологическая характеристика учащегося

4.Наблюдение за вниманием и эмоционально-волевым состоянием ученика в течении дня

1.Психологическое наблюдение характерных проявлений свойств темперамента в поведении ученика

2.Изучение индивидуально психологических особенностей личности школьника

3.Наблюдение за поведением ученика на уроке и во внеурочное время (2 урока)

4.Проведение тэппинг – теста в классе

1.Составление психологической характеристика учащегося

2.Наблюдение за поведением ученика на уроке и во внеурочное время

3.Проведение методики Г. Айзенка.

1.Социально-психологическая характеристика класса

2.Индивидуальная беседа с учениками по результатам тэппинг – теста

Беседа с классом по результатам обследования – рекомендации ученикам по организации работоспособности, внимательности на уроках, общее впечатление о классе.

Окончание практики руководителю практики

Отчет руководителю практики

ХАРАКТЕРИСТИКА студента-практиканта 2-го курса

Студент Гаврилов Александр Сергеевич

Показал хорошие теоретические знания. Со школьниками вел себя уважительно. Был дисциплинирован и отзывчив. В ходе работы с учениками старался вникать в существующие проблемы. Инициативен: при решении возникавших вопросов старался предложить свои методы работы

— изучал классный коллектив через общение с учащимися на переменах, после уроков, беседовал с отдельными учащимися, присутствовал на классном часе, присутствовал при беседе классного руководителя с учащимися и т.д.

— знакомился с личными делами учащихся; классным журналом; дневниками учащихся; с планом воспитательной работы классного руководителя; социальным паспортом класса.

— проводил работу с формальными и неформальными лидерами в классе.

— проводил работу с детьми из группы риска (неблагополучные семьи, неполные семьи, дети, склонные к правонарушениям)

— участвовал в проверке дневников

— помогал в подведении итогов успеваемости за неделю

— наблюдал за работой и поведением учащихся на уроках

— помогал (подготовил) в подготовке и проведении внеклассного мероприятия (указать какого и дать краткую характеристику участия в подготовке и проведении)

Отчет по практике.

Цель практики – закрепление знаний, приобретение профессиональных навыков и совершенствование личностно-деловых качеств, необходимых в работе педагога. Задачи практики: — закрепление, углубление психолого-педагогических теоретических знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения — приобретение опыта самостоятельного применения умений и навыков в диагностической, коррекционной и консультативной работе — развитие профессионального мышления при решении психолого-педагогических задач — развитие потребности в самообразовании и систематическом самоусовершенствовании

Психологическую практику я проходил в МАОУ «Ярковская СОШ»

Общие сведения о школе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Ярковская средняя общеобразовательная школа» создано на базе муниципальной Ярковской средней общеобразовательной школы, которая была учреждена решением главы администрации Ярковского района № 2 от 30 апреля 1996 года, приказом районного отдела образования № 8 от 15 апреля 1996 года, на основании распоряжения администрации Ярковского муниципального района от 09 февраля 2011 года № 124.

Адрес : 626050, Российская Федерация, Тюменская область, Ярковский район, с. Ярково, улица Полевая, дом 9.

626050, Российская Федерация, Тюменская область, Ярковский район, с. Ярково, улица Полевая, дом 2 «Б».

Филиал; филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Ярковская средняя общеобразовательная школа» Усальская начальгная общеобразовательная школа; сокращенное наименование филиала: филиал МАОУ «Ярковская СОШ» Усальская НОШ.

Филиал расположен по адресу: 626054, Россия, Тюменская область, Ярковский район, с. Усалка, ул. Школьная, 2.

Учреждение имеет отделения дошкольного образования. Полное наименование отделений дошкольного образования: — отделение дошкольного образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Ярковская средняя общеобразовательная школа» «Радуга»; сокращенное наименование отделения дошкольного образования: ОДО МАОУ «Ярковская СОШ» «Радуга»; — отделение дошкольного образования МАОУ «Ярковская СОШ» расположено по адресу: 626050, Россия, Тюменская область, Ярковский район, с. Ярково, ул. Полевая, дом 9; — отделение дошкольного образования филиала Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Ярковская средняя общеобразовательная школа» Усальская начальная общеобразовательная школа «Сказка»; сокращенное наименование отделения дошкольного образования: ОДО филиала МАОУ «Ярковская СОШ» Усальская НОШ «Сказка»; — отделение дошкольного образования филиала Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Ярковская средняя общеобразовательная школа» Усальская начальная общеобразовательная школа «Сказка» расположено по адресу: 626054, Россия, Тюменская область, Ярковский район, с. Усалка, ул. Школьная, 2.

Режим работы: пятидневная учебная неделя

График работы: урочная и внеурочная деятельность с 8-00 до 21-00

Директор – Полякова Любовь Николаевна

Заместитель директора по УВР – Мишарина Светлана Михайловна, (34531) 26-26-3

Заместитель директора по УВР – Баженовой Светлана Поликарповна,

Заместитель директора по ВР Ершова Людмила Анатольевна, (34531) 26-26-3

Заведующая детским садом Девятайкина Елена Александровна, (34531) 27-3-29

Заведующая детским садом филиала Александрова Людмила Петровна, (34531) 42-3-49

Заместитель директора по АХЧ Карымова Венера Сагитовна, (34531) 25-4-81

Главный бухгалтер Сокерина Татьяна Федоровна (34531) 25-1-56

Социальный педагог Максимова Галина Алексеевна, (34531) 25-4-78

Психолог Ганихина Надежда Анатольевна, (34531) 25-4-78

Логопед Шамина Екатерина Петровна (34531) 27-3-29

Телефон приемной: , (34531) 26-8-02

В школе обучается 995 учеников. Классов-комплектов -35. занятия проходят в одну смену. Педагогический состав: 26 учителей имеют высшую категорию, 7- первую категорию, 26 — соответствуют занимаемой должности.

Знакомство с работой психолога

Кабинет психолога располагается на третьем этаже и условно разделен на три зоны: рабочая зона психолога (рабочий стол, шкафы с литературой и документацией), зона психологической разгрузки, проведения консультаций (мягкая мебель, журнальный столик, магнитофон); зона для проведения индивидуальный и групповых коррекционных занятий, диагностики (столы, стулья, доска, письменные принадлежности). Кабинет просторный, светлый, уютный. Методическое оснащение кабинета психолога представлено наличием:

библиотеки учебной и методической литературы, нормативных документов.

Планирование : годовой план работы, утвержденный руководителем учреждения; календарный план (на месяц, четверть); план-сетка работы на неделю; ежедневный план (журнал учета работы); отчетная документация: аналитические отчеты о проделанной работе, аналитические справки по результатам диагностических обследований, рекомендации педагогам, протоколы; журнал учета консультаций; журнал учета коррекционной работы. методической документации, «Материалы диагностики (стимульный материал)»; материалы диагностики и консультирования; «Коррекционные программы», материалы коррекционных занятий; «Просветительская работа» (тексты, конспекты, тезисы выступлений на педсоветах, МО, родительских собраниях) и др.

Организация профессиональной деятельности педагогом – психологом школы осуществляется в соответствии с целью и задачами образовательного учреждения и определяется функциональными обязанностями.

Профессиональная деятельность психолога в школе осуществляется в следующих направлениях: -психологическое просвещение детей, педагогов и родителей организуется с целью приобщения педагогов, родителей и детей к психологическим знаниям; — психологическая профилактика. В этом направлении психологом проводится работа по сохранению, укреплению и развитию психологического здоровья детей. С этой целью психологом разрабатываются развивающие и целевые программы по принятию профилактических мер; -психологическая диагностика — изучение индивидуальных и возрастных особенностей личности, а также особенностей межличностного взаимодействия; психологическая коррекция планируется и осуществляется на основе диагностики с целью устранения отклонений в психологическом и личностном развитии детей, формировании различных умений и навыков. — психологическое консультирование — оказание помощи всем участникам учебно-воспитательного процесса в решении возникающих проблем. -аналитическая деятельность психолога предполагает научное обоснование и поиск теоретически обоснованных причин возникающих проблем, разработку комплексных рекомендаций для всех участников педагогического процесса. Содержание работы по реализации цели и задач учебного учреждения отражено в планировании работы психолога с детьми, родителями, педагогами. Психологом широко используются разнообразные формы и методы работы: лекции, беседы, «круглые столы», групповые и индивидуальные консультации, тренинги, психологические игры, семинары-практикумы, родительские собрания, тематические классные часы, внеклассные мероприятия, кружковая работа, выставки, подготовка памяток, подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы, выпуск тематических газет. Для реализации должностных обязанностей психолог тесно взаимодействует с администрацией школы, социальным педагогом, классными руководителями, родительским и ученическим коллективом, учителями – предметниками, логопедом.

Познакомился с ребятами и классным руководителем 5 «в» класса. Беседовал с классным руководителем о жизни класса. Наблюдал за общением учеников друг с другом на уроке и на переменах, изучал эмоциональный климат в классе. В течение практики я использовал не только психодиагностические методы и тесты, но и наблюдал за учащимися на уроках и во внеурочное время, беседовал со школьниками и учителями на интересующие темы, изучал личные дела учащихся, школьный журнал.

Количество детей в классе 25

Из них мальчиков 15 человек, девочек 10 человек.

Диагностика уровня развития познавательных процессов младших школьников. Исследование личностных особенностей, профессиональных интересов и склонностей старшеклассников. Методика исследования способностей к целостному восприятию формы предметов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Дневник психологической практики

Общие данные о школе

Школа основана в 1968 году.

В настоящее время в школе обучается 479 человек в 18 классах- комплектах.

В начальной школе 4 класса-комплекта со 110 учениками, старшее звено-4 класса-комплекта со 106 учениками. Среднее звено — 10 классов-комплектов, где 263 ученика. В старшем звене проводится профильное обучение по двум направлениям: физико-математический профиль и гуманитарный профиль.

В школе в настоящее время работает 64 сотрудника, из них 35 человек являются педагогическими работниками. Среди них:

заслуженные учителя — 2 человека,

высшая категория — 15 человек,

1 категория — 13 человек,

2 категория — 4 человека,

нет категории — 1 человек.

В школе работает психологическая служба, имеется социальный педагог.

В школе работает 2 библиотеки:

1) с художественной литературой;

2) с учебной литературой.

1. Определение целей и задач предстоящей практики.

2. Знакомство с учреждением и его коллективом.

3. Знакомство с материальной базой учреждения.

4. Беседа с психологом о специфике его работы в данном учреждении.

5. Изучение личных дел учащихся.

6. Выбор объекта (группы) исследования.

7. Подбор и изучение литературы.

8. Беседа с учащимися, учителями, родителями на интересующие темы.

9. Подготовка к проведению исследований.

10. Наблюдение за учащимися на уроках.

11. Проведение исследований выбранного объекта (группы).

12. Анализ и обобщение результатов исследований.

13. Оформление документации по практике.

14. Подготовка и написание отчёта по практике

Ежедневные итоги работы

1. Определение целей и задач предстоящей практики.

2. Знакомство с учреждением и его коллективом.

1.Беседа с психологом о специфике его работы в данном учреждении.

2.Оформление индивидуального плана прохождения практики.

1.Знакомство с материальной базой учреждения.

2.Подбор и изучение литературы.

1.Наблюдение за учащимися на уроках.

2.Обсуждение с психологом посещения уроков.

1.Изучение личных дел учащихся младших классов.

2. Выбор группы исследования.

1.Подготовка к проведению исследования уровня развития познавательных процессов учеников младших классов.

2.Обсуждение с психологом методик проведения исследования.

Проведение исследования выбранной группы учеников.

Анализ и обобщение результатов исследования.

Проведение социометрического исследования группы учеников.

Анализ и обобщение полученных результатов.

1.Изучение личных дел учащихся средних классов.

2. Выбор объекта исследования.

1. Обсуждение с психологом методик проведения исследования. 2.Индивидуальная беседа с учащимися.

Подготовка к проведению исследования личности.

Проведение исследования выбранного объекта.

Анализ и обобщение результатов исследования.

Изучение личных дел учащихся исследуемсй группы (старших классов).

Подготовка к проведению исследования.

1.Проведение исследования учащихся старших классов с целью профориентации.

2.Анализ и обобщение результатов.

Оформление документации по пройденной практике.

Подготовка и написание отчёта по практике.

Директор МОУ СОШ

Отношение к практике ответственное, серьёзное. Уровень теоретической подготовки высокий, что позволило студентке быстро освоить специфику работы педагога-психолога и применить знания в профессиональной деятельности. Студентка активна. За время практики она ознакомилась с материальной базой школы, изучила личные дела учащихся, провела диагностическое обследование в трех возрастных группах, наблюдала за учащимися на уроках. Работала с желанием, проявляя к работе интерес. В беседах со школьниками и учителями показала высокий уровень профессиональной культуры будущего психолога, педагогического такта.

Директор МОУ СОШ

Отчёт по практике

Содержанием данной практики стало:

— знакомство с учреждением и его коллективом;

знакомство с материальной базой учреждения;

-беседа с администрацией школы, педагогами, психологом о специфике его работы в данном учреждении;

выбор объекта (группы) исследования;

подбор и изучение литературы.

В течении практики я использовала не только психодиагностические методы и тесты, но и общепедагогические методы: наблюдала за учащимися на уроках и во внеурочное время, беседовала со школьниками и учителями на интересующие темы, изучала личные дела учащихся, школьные журналы.

За время прохождения практики я провела диагностическое обследование в трёх возрастных группах учащихся: младших школьников- с целью определения уровня развития познавательных процессов, подростков- по выявлению их личностных особенностей и проблем, старших школьников- с целью профориентации. Результаты обследования я обсудила со школьным психологом и занесла в соответствующие таблицы.

Ниже приводится описание проделанной работы с анализом результатов и выводами.

1. Диагностическое исследование уровня развития познавательных процессов младших школьников

Мною было проведено диагностическое обследование учеников 2 класса с целью определения их уровня развития познавательных процессов. В обследовании принимало участие 11 учеников 2 класса в возрасте от 8 до 9 лет.

Результаты диагностики я занесла в таблицу(см.приложение 1,табл.1).

Ниже приводится описание методик и анализ полученных результатов.

Для оценки вербально-логического мышления потребовались бланки методики «Исключение слов»( см.приложение 1, методика 2), позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков.

Для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника предназначена методика «Матрица Равена»(см.приложение 1, методика 3).

Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.

В рамках данного эксперимента, вербально-логическое мышление ребёнка оценивается от минимума в 0 баллов до максимума в 30 баллов. Было принято, что при результате в 0-10 баллов у ребёнка наличествует низкий уровень вербально-логического мышления; при результате в 11-20 баллов у ребёнка — средний уровень мышления; при результате в 21-30 баллов у ребёнка — высокий уровень развития мышления.

При обработке результатов тестирования было подсчитано количество баллов по всем заданиям эксперимента.

Первое задание. Дети при выполнении задания показали следующие результаты: восемь детей обнаружили высокий уровень развития вербально-логического мышления, трое-средний уровень.

Второе задание. При выполнении этого задания дети показали следующие результаты: у одного ребёнка — очень высокий уровень развития наглядно-образного мышления, у шестерых детей — высокий , трое детей — средний, низкий уровень у двоих детей.

На основании результатов проведенного тестирования можно прийти к выводу, что у учащихся 2 класса хорошо развито наглядно-образное мышление, а вербально-логическое является преобладающим видом мышления.

Память ребенка младшего школьного возраста должна оцениваться не в целом, а дифференцированно, по отдельным показателям, и по каждому из них необходимо делать о памяти ребенка независимое заключение. Поэтому в своём исследовании я использовала 3 методики : для изучения типа памяти(см.приложение 1, методика 4), для определения объема кратковременной зрительной памяти(см.приложение 1,методика 5), для оценки объема кратковременной слуховой памяти(см.приложение 1,методика 6).

Для изучения типа памяти испытуемым предлагалось поочередно четыре группы слов для запоминания. После небольшого перерыва ученик записывает те слова, которые он запомнил.

О преобладающем типе памяти испытуемых я сделала вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С):

Где а — количество правильно воспроизводимых слов. Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент памяти, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

Для определения объёма кратковременной зрительной памяти детям поочерёдно предлгали нарисовать 2 ломанные линии, которые он видел на рисунке-образце и запомнил. Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.

Для оценки объёма кратковременной слуховой памяти ребёнок должен был после прослушивания ряда цифр повторить их. Объём кратковременной слуховой памяти ребёнка численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведённых ребёнком в первой и во второй попытках.

В рамках данного эксперимента, объём слуховой памяти ребёнка оценивается от минимума в 0 баллов до максимума в 10 баллов. Было принято, что при результате в 0 баллов у ребёнка наличествует очень низкий объём кратковременной слуховой памяти; при результате в 2 балла у ребёнка — низкий объём; при результате в 4 балла — средний, 8 баллов -высокий и при 10 баллах у ребёнка — очень высокий объём.

Анализ полученных результатов(см. приложение1,табл.2 ) позволяет сделать следующие выводы :

1. В данной группе учеников преобладающий тип памяти зрительно-моторно-слуховой (коэффициент типа памяти 8,3). Запоминание и воспроизведение сложных многообразных движений, звуков, например, музыкальных, речевых, то, что человек зрительно может себе представить, он легче запоминает.

2. Наличие учащихся с преобладающей слуховой памятью (коэффициент типа памяти 7,9). Это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.

3. Моторно-слуховая память (коэффициент типа памяти 7,7). Запоминание и воспроизведение многообразных и сложных движений и звуков.

4. Зрительная память (коэффициент типа памяти 5,8). Она на прямую связана с развитым воображением.

Оснащение: 10 постепенно усложняющихся матриц Равена (см. рис. 2А, Б, В, Г, Д).

Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.

На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл 1 .


Статьи по теме